ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АОП «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе составлена на основе ФГОС ООО, АООП ООО МБОУ СШ № 1 р.п. Мулловка на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «ОБЖ» предназначена для обучающихся 7 класса общеобразовательных организаций и разработана на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова в соответствии с учебником «ОБЖ. 7 класс» А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников Москва Просвещение, 2014.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» - ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ.
Личностные:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
формирование основ индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, необходимой человеку для жизни в условиях техногенной, природной, социальной и информационной сферах деятельности в современном мире;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Коррекционные цели и задачи:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких коррекционных задач как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование модели поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
3. Содержание программы.
Раздел «Основы комплексной безопасности» - 10 ч.
Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» - 4 ч.
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Раздел «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации» - 1 ч.
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Противодействие терроризму в мировом сообществе. Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремизму и экстремистской деятельности. Национальный антитеррористический комитет (НАК). Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН) России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. Профилактика наркозависимости. Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. Контртеррористическая операция. Участие Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Профилактика террористической и экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности. Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники. Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Раздел «Основы здорового образа жизни» - 2 ч.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Семья в современном обществе
Раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» - 1ч.
Первая помощь и правила её оказания. Средства оказания первой помощи. Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражения.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема урока | Количество часов |
Р-I. Основы комплексной безопасности. | 10 |
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. | 3 |
1 | Различные природные явления. | 1 |
2 | Общая характеристика природных явлений. | 1 |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 |
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. | 3 |
4 | Землетрясение. Причины возникновения и различные последствия | 1 |
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 |
6 | Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. | 1 |
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. | 2 |
7 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 1 |
8 | Смерчи. | 1 |
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. | 1 |
9 | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 1 |
Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. | 1 |
10 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | 1 |
Р-II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. | 4 |
Тема 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. | 1 |
11 | Защита населения от последствий землетрясений. | 1 |
Тема 3. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. | 1 |
12 | Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 1 |
Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения. | 1 |
13 | Защита населения от последствий наводнений. | 1 |
Тема 5. Защита населения от природных пожаров. | 1 |
14 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. | 1 |
Р-III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. | 1 |
Тема 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. | 1 |
15 | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | 1 |
Р-IV. Основы здорового образа жизни. | 2 |
Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. | 2 |
16 | Психологическая уравновешенность. | 1 |
17 | Стресс и его влияние на человека. | 1 |
Р-V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 1 |
Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. | 1 |
18 | Общие правила оказания первой помощи. | 1 |
9