СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление правильного произношения звука [Р] в словах и предложениях

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.»

Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Цель:

• закрепление правильного произношения звука Р в словах и предложениях; обучение правильному грамматическому оформлению распространенных предложений.

Задачи:

• развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;

• развитие мелкой моторики рук, дикции.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки; профиль артикуляции; индивидуальные зеркала; индивидуальные карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сегодня я расскажу удивительную историю, которая произошла с моим другом. Отгадайте, кто он?

Кто у речки, на песке,

Дремлет с удочкой в руке?

Он вам всем давно знаком,

Он зовется … (рыбаком).

– Правильно, мой друг-рыбак. Назови первый звук в слове «рыбак».

– Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Р в словах и предложениях.

2. Основная часть.

1) Артикуляционная гимнастика.

– Однажды рыбак встал пораньше, попил чаю с вареньем (упр. «Вкусное варенье») и пошел в лес за ветками для костра. Слышит, дятел стучит (упр. «Дятел»).

– Как дятел стучит? (д-д-д)

Я по дереву стучу- д-д-д.

Червячка добыть хочу -д-д-д.

Хоть и скрылся под корой – д-д-д.

Все равно ты будешь мой -д-д-д.

– Дятел с дерева на дерево перелетает и постукивает – как будто зовет рыбака за собой. Вышел рыбак на поляну, огляделся и ахнул: грибов там видимо-невидимо (упр. «Грибок»).

2) Фонетико-ритмическая гимнастика.

– Вдруг рыбак услышал шум в кустах. Огляделся и увидел… Отгадай, кого?

Этот зверь на кошку похож.

Он – сильный хищник и очень пригож!

Шерсти такой не бывает у кошки.

На рыжем фоне – черные полоски.

– Правильно, в кустах сидел тигр. Тигр увидел человека и грозно зарычал: «р-р-р». Как рычал тигр?

– А теперь проверь, правильно ли «работали» губы, зубы, язык? Посмотри на профиль артикуляции. Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит, спинка языка опускается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Произнеси звук Р ещё раз.

3). Автоматизация звука Р в словах.

А) – Хочешь узнать, что случилось с моим другом после того, как он встретил тигра?  Мой знакомый решил успокоить тигра и крикнул: «Я р-р-рыбак! Ловлю р-р-рыбу.» Тигр развернулся и скрылся в лесу. Рыбак подумал: «Он, наверное, решил, что я тоже умею рычать. Ведь я произнёс слова со звуком Р»

– Какие слова со звуком Р произнёс мой знакомый? (Рыбак, рыба)

– Найди слова со звуком Р в пословицах.

Пир на весь мир.

Лиса и во сне кур щиплет.

Кто не работает, тот не ест.

Ссора до добра не доведёт.

– Что означает пословица «Кто не работает, тот не ест»?

Б) Игра «Назови картинку».

– Посмотри на картинки, назови слова со звуком Р.

Игра «День и ночь».

– Я скажу «Ночь» и уберу 1–2 картинки, а ты закроешь глазки. Когда я скажу «День», ты откроешь глазки и скажешь, чего не стало.

4) Логоритмическая разминка.

– А что же делает мой знакомый? Рыбак собрал ветки для костра и пошёл обратно, напевая свою любимую песенку «Вместе весело шагать по просторам».

Вместе с ребенком имитирую ходьбу и напеваю песню: «Вместе весело шагать по просторам, по просторам, ра-ра-ра-ра-ра…».

5) Работа по индивидуальным карточкам. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

– Посмотри, каких рыб поймал наш рыбак. Найди двух абсолютно одинаковых рыбок и одинаково раскрась их.

6) Звуковой анализ слова.

– Сколько звуков в слове «рыба»? (4 звука). Назовите первый звук, второй, третий, четвёртый. Выложите при помощи фишек.

Проверка.

– Сколько слогов в слове «рыба»? Отхлопай.

7) Динамическая пауза.

– А ты, хочешь половить рыбу? Вот водоём. Вот удочка. Будем ловить и считать. (Одна рыба, две рыбы).

8). Автоматизация звука Р в предложении.

– Составь предложение по картинкам. Дайте имя мальчику. В имени должен звучать звук Р.

Рома ловит рыбу.

– Составь схему этого предложения. Назови 1-е, 2-е, 3-е слово. Повтори предложение.

Рая готовит рыбный суп.

Проводится аналогичная работа.

9). Автоматизация звука [р] в чистоговорках.

– Иногда к рыбаку приходят ребятишки из соседней деревни. Тогда он с ними сочиняет разные чистоговорки. Вот одна из них.

Ра-ра-ра- высокая гора.

Ра-ра-ра- глубокая нора.

Ро-ро-ро- новое перо.

Ро-ро-ро- Рома, вымой рот.

Ру-ру-ру- скачет кенгуру.

Ры-ры-ры- красные шары.

Ры-ры-ры- много детворы.

Ребенок повторяет чистоговорку по опорной схеме.

3. Итог занятия.

– Вот такая история произошла с моим другом. Рыбак сидел у костра и вспоминал удивительную встречу в лесу.

– Какой звук мы повторяли? Что нового ты узнал?

– Молодец. Дома заучи чистоговорку наизусть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!