СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка социального педагога «Детская беспризорность и безнадзорность в связи с невниманием родителей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Детская беспризорность и безнадзорность в связи с невниманием родителей»

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка социального педагога «Детская беспризорность и безнадзорность в связи с невниманием родителей»»

Детская беспризорность и безнадзорность

в связи с невниманием родителей



В законе ДНР «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» существует правовое определение категории «безнадзорный». «Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». Беспризорный ребенок –это ребенок, не имеющий определенного места жительства. Беспризорность – крайняя степень безнадзорности.

Надзор за несовершеннолетними не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого контакта взрослого и подростка приводит ребенка в ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Такие дети относятся к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.

В последнее время все больше малолетних преступников оказываются детьми из весьма благополучных семей. Все чаще на социальное дно попадают дети из благополучных, на первый взгляд, семей. Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети – сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки – это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся. Среди таких детей немалое число наркоманов, преступников. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях, не занимаются их воспитанием (или не умеют правильно воспитывать). Это так называемые педагогически несостоятельные семьи.

Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружающей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе. Поэтому ранняя профилактика трудновоспитуемости детей должна начинаться с первых же дней рождения ребенка. Она заключается в правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется в основном в семье.

Таким образом, источником безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних главным образом являются неблагополучные и криминальные семьи, которых в стране более 20 процентов.

Это свидетельствует о семейном кризисе, который страшнее экономического, так как он разрушает нравственные ценности и воспитательный потенциал семьи.

Слайд 7.

У большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека - потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребенка на улицу, где он находит то, к чему стремится.

В числе существенных факторов следует выделить следующие кризисные явления в семье:

·  нарушение ее структуры и функций;

·  рост числа разводов и количества неполных семей;

·  асоциальный образ жизни ряда семей, что, в свою очередь, стимулирует развитие аналогичных процессов и в детской среде;

·  падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей;

·  нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;

·  распространение жестокого обращения с детьми в семьях, интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Таковы в общих чертах причины детской безнадзорности в современной России.

Слайд 8.

Основные последствия безнадзорности ребенка – это:

- утрата детьми социальных навыков (установлено, что безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации);

- криминализация (растёт детская преступность);

- появление у детей различного рода зависимостей – алкогольной, наркотической и т.п. (возрастает число детей, состоящих на диспансерном учете по наркомании, по токсикомании, по злоупотреблению алкоголем;

- низкий образовательный и культурный уровень (это снижение интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшение успеваемости, медленный темп усвоения учебного материала, неорганизованность, невнимательность, медлительность или гиперактивность, неуверенность в себе, конфликтность).

Личностные особенности беспризорных детей:

Безнадзорных и беспризорных детей от их благополучных ровесников отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Вместе с тем, у таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают туберкулезом, а также болезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка, педикулез, гастрит, хронические простудные заболевания и др.). Безнадзорных и беспризорных отличает также выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в групповых действиях.

Для безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы.

У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и прочее. Таков далеко не полный перечень признаков социальной болезни, именуемой детской безнадзорностью и беспризорностью. Но даже те ее признаки, которые стали предметом пристального внимания главным образом психологов, в конце концов, ведут к деградации личности ребенка, которой сопутствует ориентация на асоциальное, преступное поведение. Не случайно беспризорных и безнадзорных детей относят к группе социального риска.

Есть еще одно объяснение, почему безнадзорный ребенок, подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности. Другими словами, безнадзорный - не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи.

Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, подрывает нравственные устои общества. Поэтому на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними.

П Р О Ф И Л А К Т И К А

Слайд 9.

Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.

Слайд 10.

Социальные меры – это поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения, поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, социальная защита подростков, организация летнего отдыха и занятости несовершеннолетних.

Правовые меры – создание законов, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений подростков, контроль за их соблюдением.

Педагогические меры – оказание педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении, либо проблемы в обучении, совершенствование системы воспитания, обеспечение стандарта образования.

Диапазон способов профилактики и борьбы с детской безнадзорностью очень широк. Но результаты пока достаточно скромны. В чем же причина такого положения?

Слайд 11.

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием детей и подростков, а также профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Это аксиома социального взаимодействия.

Слайд 12.

ПАМЯТКА :

 Необходимо информировать:

 ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;

  • КДН - о нарушении права несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

  • ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;

  • ОДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

Слайд 13.

  • ОРГАНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании , наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков , наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;



  • ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов ,школ-интернатов и др.образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях.

Слайд 14.

Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных учреждений:

  • содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства ДНР и субъектов ДНР в области образования несовершеннолетних;

  • формирование законопослушного поведения детей и подростков;

  • оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;

  • выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;

  • профилактика раннего семейного неблагополучия.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Процесс самоутверждения ребенка - основа его нормального развития, непреложный факт, неистребимая фундаментальная составляющая человеческой психики. Особенно психики подростка, для которой характерна так называемая реакция эмансипации, связанная с протестом против консервативных устоев, со стремлением к автономности, отделению от семьи и взрослых, избавлению от их опеки. Необходимо дать подросткам понимание о приемлемых и неприемлемых способах самоутверждения, способствовать повышению самооценки детей.

Индивидуальная профилактическая работа с подростками предполагает:

1. Выявление причин отклонений в поведении.

2. Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком.

3. Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;

4. Беседы инспектора ПДН;

5. Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

6. Направление ходатайств в КДН;

7. Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся;

8. Профориентационная работа.

9. Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

·  вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

·  вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

·  охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

·  оказание помощи в трудоустройстве в летний период.

Слайд 15.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ ШКОЛЫ:

  • Осуществление контроля за получением образования ( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу, осуществление ознакомительных , профилактических и просветительских рейдов и др.);

  • Посещение семей ( с целью обследования материально-бытовых условий проживания ребенка; выявления условий,необходимых для обучения; контроля за свободным времяпровождением ребенка);

  • Лекции ,беседы для родителей;

Слайд 16.

  • Вовлечение детей в кружковую работу;

  • Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;

  • Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;

  • Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощью;

  • Индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком;

Слайд 17.

  • Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на ПМПК;

  • Ходатайство о рассмотрении на заседании КДН детей, имеющих систематическое отклоняющееся поведение и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;

  • Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с родителями ,педагогами и др.) ;

  • Информационная поддержка родителей и детей;

Слайд 18.

  • Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности (просмотр дневников, тетрадей, контрольных и срезовых работ и т.д.); психолого-педагогические тесты (уровень знаний, воспитанности);комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе);

  • Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием;

  • Осуществление направлений ( к наркологу, психиатру, и др. необходимым специалистам); рекомендации родителям и ребенку.

Самое главное – внимание педагогов к каждому ребенку.

« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный , любовный подход к ребенку.

Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »…