СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Базовые модели интегрированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Базовые модели интегрированного обучения»

Базовые модели интегрированного обучения.

Базовые модели интегрированного обучения.

При разработке вариативных форм организации интегрированного обучения и внедрения их в практику преследовались следующие задачи: • расширить охват нуждающихся де­тей необходимой им специальной педагогической помощью, максимально прибли­зить ее к месту жительства ребенка; • обеспечить детям с отклонениями в развитии возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников; •  обеспечить родителям возможность  получать необходимуют консультативную  помощь; • обеспечить массовым педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную и квалифицированную мето­дическую поддержку.

При разработке вариативных форм организации интегрированного обучения и внедрения их в практику преследовались следующие задачи:

• расширить охват нуждающихся де­тей необходимой им специальной педагогической помощью, максимально прибли­зить ее к месту жительства ребенка;

• обеспечить детям с отклонениями в развитии возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;

• обеспечить родителям возможность получать необходимуют консультативную помощь;

• обеспечить массовым педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную и квалифицированную мето­дическую поддержку.

Также значимо развитие интеграции для нормально развивающихся детей, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение к человеческой «инакости», закладывать культурную норму формирующегося гражданского общества — уважение к различиям между людьми.

Также значимо развитие интеграции для нормально развивающихся детей, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение к человеческой «инакости», закладывать культурную норму формирующегося гражданского общества — уважение к различиям между людьми.

Обязательные условия интеграции ребен­ка с ограниченными возможностями здо­ровья в общеобразовательную среду: - желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающи­мися сверстниками, стремление и готов­ность семьи систематически помогать ре­бенку в процессе обучения; - наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации интег­рированного обучения, который является доступным и полезным для его развития; - наличие возможности систематичес­ки оказывать интегрированному ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педаго­гическую помощь; - психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребнос­тями к совместному обучению с нормаль­но развивающимися сверстниками; - готовность образовательного учреж­дения принять детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательные условия интеграции ребен­ка с ограниченными возможностями здо­ровья в общеобразовательную среду:

- желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающи­мися сверстниками, стремление и готов­ность семьи систематически помогать ре­бенку в процессе обучения;

- наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации интег­рированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

- наличие возможности систематичес­ки оказывать интегрированному ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педаго­гическую помощь;

- психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребнос­тями к совместному обучению с нормаль­но развивающимися сверстниками;

- готовность образовательного учреж­дения принять детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективная интеграция возможна только при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение учителями массовых школ и детских садов дефекто л огическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат  возможность квалифицированного обучения детей, о проблемах которых они мало осведомлены. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения.

Эффективная интеграция возможна только при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение учителями массовых школ и детских садов дефекто л огическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат

возможность квалифицированного обучения детей, о проблемах которых они мало осведомлены. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного обучения.

Варианты организации совместного обучения детей с отклонениями в развитии с нор­мально развивающимися сверстниками.  I. Постоянная полная интеграция. Предполагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в од­них дошкольных группах и классах. Полная интеграция может быть эф­фективна для тех детей, чей уровень пси­хофизического и речевого развития соот­ветствует или приближается к возраст­ной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Среди детей с ограниченными воз­можностями здоровья становится все больше тех» кому может быть полезна полная интеграция, что обусловлено и эффективной ранней помощью, и успеха­ми в развитии технологий медицинской, психологической и педагогической кор­рекции нарушений в развитии ребенка, и полноценным включением подготовлен­ных специалистами родителей в процесс воспитания и обучения.

Варианты организации совместного обучения детей с отклонениями в развитии с нор­мально развивающимися сверстниками.

I. Постоянная полная интеграция.

Предполагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в од­них дошкольных группах и классах.

Полная интеграция может быть эф­фективна для тех детей, чей уровень пси­хофизического и речевого развития соот­ветствует или приближается к возраст­ной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.

Среди детей с ограниченными воз­можностями здоровья становится все больше тех» кому может быть полезна полная интеграция, что обусловлено и эффективной ранней помощью, и успеха­ми в развитии технологий медицинской, психологической и педагогической кор­рекции нарушений в развитии ребенка, и полноценным включением подготовлен­ных специалистами родителей в процесс воспитания и обучения.

II. Постоянная неполная интеграция.  Может быть полезна как дошкольникам, так и школьникам с ограниченными возмож­ностями здоровья. Она может быть эффективна для тех детей школьного возраста , чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систе­матической и значительной коррекцион-ной помощи, но при этом способен в це­лом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально разви­вающимися сверстниками, а также прово­дить с ними большую часть внеклассного времени. Смыслом постоянной неполной интег­рации школьников является максималь­ное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значи­тельных возможностей общения, взаимо­действия и обучения с нормально разви­вающимися детьми.

II. Постоянная неполная интеграция.

Может быть полезна как дошкольникам, так и школьникам с ограниченными возмож­ностями здоровья.

Она может быть эффективна для тех детей школьного возраста , чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систе­матической и значительной коррекцион-ной помощи, но при этом способен в це­лом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально разви­вающимися сверстниками, а также прово­дить с ними большую часть внеклассного времени.

Смыслом постоянной неполной интег­рации школьников является максималь­ное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значи­тельных возможностей общения, взаимо­действия и обучения с нормально разви­вающимися детьми.

III. Постоянная чстичная интеграция.  Может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых уме­ний и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интег­рации является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками.  При частичной интеграции дети с ог­раниченными возможностями здоровья являются воспитанниками специальной группы или учениками специального клас­са, которые комплектуются по обычным для таких групп/классов правилам, но предусматривается, что на часть дня отде­льные дети с более высоким уровнем раз­вития систематически вводятся в обычные группы (классы) по 1-3 человека.

III. Постоянная чстичная интеграция.

Может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых уме­ний и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интег­рации является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками.

При частичной интеграции дети с ог­раниченными возможностями здоровья являются воспитанниками специальной группы или учениками специального клас­са, которые комплектуются по обычным для таких групп/классов правилам, но предусматривается, что на часть дня отде­льные дети с более высоким уровнем раз­вития систематически вводятся в обычные группы (классы) по 1-3 человека.

Частично интегрируемые школьники могут посещать отдельные уроки в мас­совом классе. Для того чтобы они могли постоянно пребывать часть дня в общей среде, специально продумываются и фик­сируются в расписании уроки в специаль­ном и массовом классах. Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья бблыпую часть дня обучаются в специальной группе или классе и только часть дня пребывают в массовой группе или классе. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение обще­ния детей с ограниченными возможнос­тями здоровья с их нормально развива­ющимися сверстниками. Это попытка целенаправленного расширения уже име­ющихся, но еще относительно малых воз­можностей детей в области социальной интеграции.

Частично интегрируемые школьники могут посещать отдельные уроки в мас­совом классе. Для того чтобы они могли постоянно пребывать часть дня в общей среде, специально продумываются и фик­сируются в расписании уроки в специаль­ном и массовом классах. Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья бблыпую часть дня обучаются в специальной группе или классе и только часть дня пребывают в массовой группе или классе.

Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение обще­ния детей с ограниченными возможнос­тями здоровья с их нормально развива­ющимися сверстниками. Это попытка целенаправленного расширения уже име­ющихся, но еще относительно малых воз­можностей детей в области социальной интеграции.

IV. Временная и частичная интеграция.

Все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от до­стигнутого уровня развития объединяют­ся со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера.

Смыслом временной интеграции явля­ется создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Времен­ная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья объединяются с нор­мально развивающимися детьми в рамках дополнительного образования. Они вместе посещают кружки и спортивные сек­ции. Таким образом, при временной интеграции дети с ограниченными возмож­ностями здоровья практически все вре­мя обучаются в специальной группе или классе, но систематически объединяются с другими детьми. Совместные занятия, как правило, проводит учитель-дефектолог или воспитатель специальной группы. Массовые педагоги в основном организуют совместные соревнования, выставки, конкурсы.

V. Эпизодическая интеграция.  Ориентирована на специальные Дошкольные и школьные учреждения, Которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по сов­местному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников.  Смыслом эпизодической интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального вза­имодействия детей с выраженными нару­шениями развития со сверстниками, пре­одоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекцион-ных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья.

V. Эпизодическая интеграция.

Ориентирована на специальные Дошкольные и школьные учреждения, Которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по сов­местному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников.

Смыслом эпизодической интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального вза­имодействия детей с выраженными нару­шениями развития со сверстниками, пре­одоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекцион-ных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья.

Эпизодическая интеграция предполагает, что воспитанники специальных учреждений, практически все время обу­чаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается в лагерях отдыха, специально организованных походах, праздниках, конкурсах, при организации и проведении выставок детских работ, кружках. Такое объединение имеет боль­шое воспитательное значение, но связано со значительными организационными трудностями.

Эпизодическая интеграция предполагает возможность проведения совместных занятий, как правило, под руководством учителя-дефектолога или воспитателя специальной группы.

Массовые педагоги выступают в качес­тве организаторов совместных соревнова­ний, выставок, конкурсов, учитель-дефек-толог и воспитатель специальной группы оказывают конкретную методическую по­мощь массовым педагогам в организации и проведении этих мероприятий, подска­зывая, как установить контакт с детьми с ограниченными возможностями здоро­вья, как вовлечь их в ту совместную де­ятельность, где они могут быть наиболее состоятельны, что может быть доступно, а что слишком трудно для этих детей, каксоздать условия для общения и взаимо­действия детей.

Смыслом создания национальной системной модели интеграции в образовании, содержащей набор базовых вариантов, является максимальное использование уже имеющихся и дальнейшее целенаправленное расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в области социального и учебного взаимодействия.

Смыслом создания национальной системной модели интеграции в образовании, содержащей набор базовых вариантов, является максимальное использование уже имеющихся и дальнейшее целенаправленное расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в области социального и учебного взаимодействия.

Учреждения разных видов обладают различными по­тенциальными возможностями в организации интегрированного обучения. Неограниченными являются возможности учреждения нового — комбинированного вида, которым, по нашему глубокому убеждению, принадлежит будущее в развивающейся отечественной системе образования. Именно в этих учреждениях есть возможность создавать и обычные, и специальные, и смешанные группы детей, что позволяет осуществлять все формы интеграции, подбирая каждому ребен­ку необходимую квалифицированную специальную педагогическую помощь, налаживать подлинное взаимодействие специальных и массовых педагогов. При этом в комбинированном учреждении можно обеспечить специальное образование детям с выраженными нарушениями развития и качественное образование нормально развивающимся детям, обогатив их социально-эмоциональное развитие уникальным и необходимым в будущей взрослой жизни опытом взаимодействия с теми людьми, кто в силу не зависящих от них обстоятельств ока­зался менее способным, смышленым, умелым, но от этого не менее добрым, отзывчивым и способным к соблюдению нравственных норм и законов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!