Беседа « Что такое скромность?»
Цели: формирование у детей понятия «культура поведения»; обучение детей культурному поведению; привитие интереса школьников к культурному поведению
Ход:
1. Вступительное слово
Добрый день, ребята! Мы с вами живём в обществе, и нас окружают люди как хорошие, так и плохие, как вежливые, так и некультурные. A как вы видите себя со стороны и можете описать с этой точки зрения? (Ответы детей.) Правда же приятно быть культурным и воспитанным? (Ответы детей.)
2. Сообщение темы и цели занятия
Сегодня я хочу вам немного напомнить о культуре поведения, но только в необычной форме - в форме игры. Для начала мы с вами побеседуем о том, что же такое доброта, отзывчивость и скромность. Ребята, что вы понимаете под этими определениями? (Ответы детей.) Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делятся последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта.
Наверное, скромность — это умение не хвалить себя самого, а незаметно проявлять свои знания и качества. Скромность — это помочь другу в трудную минуту и такт, с которым ты можешь сделать это. Ценится не показное, а искреннее внимание, бескорыстная помощь, оказанная вовремя. Скромный человек не будет хвалиться этим, он просто порадуется, что сумел помочь, не требуя взамен благодарности.
Отзывчивость как качество личности – способность бескорыстно откликнуться на чужие нужды, активно и действенно помочь.
Все эти понятия неразрывно связаны друг с другом и представляют собой положительные качества личности человека. Давайте же с вами поговорим о них подробнее.
3. Беседа на тему добра, отзывчивости и скромности
Прежде чем мы с вами будем говорить о доброте, скромности и отзывчивости, давайте сначала прочтем стихотворение Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»:
«Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…»
О чём это стихотворение? (Ответы детей.) Что в вашем понимании означает слово «добро»? (Ответы детей.)
Доброта – это качество души человека, без которого его назвать и человеком нельзя. Жизнь, в которой нас окружают добрые и открытые люди – это счастье. Доброта это взаимопомощь, уважение, сочувствие и сострадание. У доброты много сторон и оттенков, и все положительные поступки можно назвать этим словом.
Сейчас я вам буду зачитывать начало предложений, a вы попробуйте закончить их волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).
Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания).
Все эти слова вежливые, a человек, который их употребляет, становится вежливым, добрым и отзывчивым. Эти понятия очень близки друг другу и знакомы каждому из нас. Залогом развития этих качеств в нас с вами является доброе сердце и умение улыбаться окружающим. Ученые утверждают, что 80% нашего успеха в жизни зависит от этого умения. Улыбайтесь друг другу, творите добрые дела, ведите себя прилично и помогайте друг другу, и тогда мир вокруг вас станет и добрее и ярче.
Для того, чтобы проверить, как хорошо вам знакомы вежливые и добрые слова, мы с вами поиграем. Я прошу вас разделиться на команды по рядам. Напоминаю вам правила игры. Я задаю вопросы, вы даёте правильные ответы.
Слышали ли вы пословицу: «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Запомните, как бы вы ни относились к человеку, ничто не освобождает вас от обязанности быть вежливым по отношению к нему.
Вежливый человек никогда не забудет:
первым произнести доброе слово «здравствуйте»
просьбу сопроводить словами «пожалуйста», «будьте любезны»
за внимание и оказанную услугу поблагодарить и ответить тем же;
извиниться, если сам случайно побеспокоит или причинит кому-нибудь неудобство.
Вежливому, культурному человеку свойственна тактичность. Такт – это чувство меры. Быть тактичным – значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить подходящую форму общения с ним.
Я надеюсь, что напомнила вам о вежливости.
Выберите слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора.
Доброе утро
Здорово
Привет
Здравствуйте
Хеллоу
Какие слова, по-вашему, чаще всего употребляются? (Варианты ответа – 1,4)
Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы позвать подругу или друга к телефону:
Позовите Машу
Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу
Здравствуйте, позовите Машу
Здравствуйте, извините, Маша дома?
(Вариант ответа – 4)
В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
Тот, кому 8 лет
Тот, кому 11 лет
Тот, кто вежливее
Уступать дорогу не обязательно
(Вариант ответа – 3)
Простите меня, я выхожу!
Разрешите пройти.
Извините, можно пройти?
(Вариант ответа – 3.)
Простите, пожалуйста…
Эй, мужик…
Я хочу узнать…
Будьте добры, скажите…
(Варианты ответа – 1, 4)
Поздоровавшись с учителем один раз, надо ли здороваться с ним ещё раз при встрече?
Да.
Нет.
Можно, но не обязательно.
Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.
(Вариант ответа – 4.)
Скажите, сколько сейчас часов?
Вы не подскажите, который час?
Скажите, пожалуйста, который час?
Сколько времени?
(Вариант ответа – 3.)
«Давайте говорить друг другу комплементы»
Объясните нам: в чём суть комплимента…
В преувеличении достоинств человека, в стимулировании роста его положительных качеств.
В том, чтобы в похвале выразить своё искреннее чувство.
В выражении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.
(Вариант ответа – 3)
Комплименты - вещь тонкая, их нужно использовать аккуратно. Говорить комплименты лучше всего…
При непосредственном общении.
Через другого человека.
По телефону.
В письменном виде.
(Вариант ответа – 1.)
Как отличить хороший комплимент от подхалимства?
Хороший комплимент насыщен эпитетами, его характеризует преувеличение достоинств.
В комплименте не обязательно использовать превосходную степень, достаточно искренности и теплоты.
Если комплимент суров и строг, вы застрахованы от лести.
(Вариант ответа – 2.)
Молодой человек сделал комплимент девушке. Как она должна поступить?
Спокойно возразить («Вы мне льстите»). Пусть юноша не считает, что его приняли всерьёз.
Поблагодарить.
Поблагодарить и крепко пожать молодому человеку руку.
Ни в коем случае не благодарить: ведь благодарность – это невольное признание того, что комплимент в ваш адрес – преувеличение.
(Вариант ответа -2.)
«Вежливая дуэль».
Вы должны вспомнить пословицы, которые относятся к теме нашего разговора. Есть пословицы о вежливости, о грубости, о злопамятстве, о почтении к старшим, о дружбе и любви в семье. Итак, начнем! (Начинает проговаривать пословицу тот, у кого меньше баллов. Выигрывает в состязании тот, кто последним назовёт пословицу.)
Я хочу напомнить вам несколько важных правил нравственного поведения.
Прописные истины
У каждого есть свои слабости и недостатки. Не раздражайтесь, замечая мелкие недостатки окружающих.
Умейте хранить чужие тайны.
Бережно относитесь к слабым и будьте готовы всегда прийти на помощь.
«Слово – серебро, а молчание – золото».
Если вы разочаровались в человеке, которого ценили, держите себя с достоинством, не стремитесь отомстить.
Старайтесь не опаздывать.
Научитесь слушать – это ценная черта, которая, к сожалению, не часто встречается.
Всегда с уважением относитесь к взрослым, уважайте старость.
Умейте ценить и беречь дружбу.
Во время разговора невежливо часто смотреть на часы, это создаёт неприятное впечатление.
Не хвастайтесь тем, что разбираетесь в чем-то лучше собеседника.
Не злоупотребляйте гостеприимством хозяев, надо уметь уходить вовремя.
Запомните эти нехитрые правила и старайтесь следовать им. Вскоре заметите, что люди стали вас больше уважать, ценить и прислушиваться к вашему мнению.
3.Заключительная часть
Позвольте поблагодарить вас за активное участие в беседе.