СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Боль за все живое" А.Платонов "Юшка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для педагогов, преподающих в 7 классе. Главная цель урока:осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимомти жестокости

Просмотр содержимого документа
«"Боль за все живое" А.Платонов "Юшка"»

Литература, 7 класс. Конспект урока

Тема: Боль за все живое (А. Платонов «Юшка»)

Главная цель: Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Цель:

1) обучение составлению портретной характеристики героя с опорой на текст, осознание учащихся необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости

2) развитие мыслительных способностей учащихся (сравнение, обобщение)

3) воспитание любви и уважение к человеку


СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Сострадание («со» - вместе, совместно) – разделять чужую боль.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Блаженный – осенённый благодатью, счастливый.

Сокровенный – что-то скрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким.

Оборудование: доска, слова для словарной работы, творческие задания, портрет писателя, эпиграф.

Эпиграф – «Без меня народ неполный» А. Платонов.

Дискуссионный вопрос – «Как вы думаете: любили ли Юшку?»

Форма работы:

1) работа в группах

2) урок с элементами дискуссии



Ход урока

  1. Вступительная беседа

Эпиграфом нашего урока взяты слова самого А. Платонова (Без меня народ неполный). Как вы понимаете эти слова?

(Каждый человек неповторим, а потому бесценен)

Всё творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Юшка, один их самых униженных его героев, говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит нельзя».

Один из своих рассказов А. Платонов назвал «Сокровенный человек».

- Как вы понимаете слово «сокровенный»?

(Нечто скрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким; сокровище – большая ценность)

А. Платонов был уверен: найди ключ к человеку, пробуди его доверие – и перед тобой откроется сокровище.

  1. Беседа на восприятие произведения

- Какое впечатление произвел на вас рассказ Платонова?

- Какие мысли и чувства пробудил?

  1. Составление портретной характеристики героя (работа в группах)

1 группа (слабые учащиеся):

Вопрос: Опишите Юшку: его внешность, его манеру говорить, его отношение с окружающими.

2 группа: Отношение окружающих к Юшке.

- Как относились к Юшке окружающие? Взрослые? Дети?

- Почему люди вымещали на нем зло?

(У взрослых людей бывало злое горе и обида, или они были пьяными, тогда сердце наполнялось лютой яростью…В этом зле они на время забывали свое горе)

3 группа: Отношение Юшки к людям.

- Как Юшка относился к людям? Почему безропотно переносил издевательства односельчан?

- Что помогало Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям?

(Понимал, что людям просто некуда приложить свой разум, силу. Они умеют работать, но не умеют радоваться жизни. Юшке помогало жить умение видеть красоту мира, забота о живом существе – девочке-сироте, умение сострадать людям)

  1. Дискуссия

- Как вы думаете: любили ли Юшку?

«Они меня без понятия любят – сердце в людях бывает слепое» (Юшка).

«Он верил, что дети его любят, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его» (Автор).

НЕТ

ДА

Дети издевались над ним, кидали в него комья земли. Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. «Лучше бы ты умер Юшка, зачем ты живешь?» - говорила хозяйская дочь.

Люди не умели выразить любовь (вывод)


ВЫВОД: Юшку похоронили и забыли про него. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление остались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательность.