Фалеева О.В.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 69»
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Бумажная и пластилиновая фантазия»
Класс – 2
Учитель: Фалеева О.В.
Категория: первая
г. Ульяновск
2019
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Программа по внеурочной деятельности предназначена для младшего школьного возраста общеобразовательных школ от 7-8 лет, обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету технологии, предусмотренным государственным стандартам образования.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Данная программа дополняет предметную область по технологии и способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную деятельность, и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается на возрождении ценных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам и т.д. Программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства.
Программа по внеурочной деятельности позволяет организовать увлекательные занятия создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей, даже если они не обладают ярко выраженными способностями к творческой мыслительной деятельности. Использование проектной деятельности учащихся способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получить новые сведения по изученным темам. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа «Бумажные и пластилиновые фантазии». В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, открыть для себя неповторимость работы с пластилином, нитками в различных техниках и различных художественных материалов. Постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. В условиях современного общества, которое требует от личности не только каких-либо практических навыков, но и умение фантазировать, придумывать, изобретать, возникает необходимость появления внеурочной деятельности данного направления, работа с бумагой и пластилином позволяет развить данные умения у детей разного возраста, все это обуславливает актуальность моей программы.
Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой действительности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.
Для успешного освоения программы по внеурочной деятельности необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.
Отличительной особенностью программы является практическая направленность на изготовление детьми таких изделий, которые им необходимы в качестве сувениров, подарков, аксессуаров и т.д.
Основная особенность программы заключается в её целостности: единстве структуры учебников; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
ЦЕЛЬ –программы по внеурочной деятельности является развитие личности ребёнка путём творческого самовыражения через освоение некоторых видов декоративно – прикладного творчества.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи
знакомство с различными видами декоративно – прикладного искусства;
освоение технологических приёмов (знакомство с инструментами и материалами, а также – техника безопасности при работе с ними);
формирование у детей определённых знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.
Воспитательные задачи
формирование прочных мотивов и подробностей в обучении и самореализации;
формирование у учащихся способности творческой самореализации, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт индивидуальности;
развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомства с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари;
формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
пробуждение творческой активности детей, стимулирования воображения, желания включиться в творческую деятельность;
формирования интереса и любви к народному и декоративно – прикладному искусству, архитектуре и дизайну.
Развивающие задачи
развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать;
развитие речи, памяти, внимания;
развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентировка в пространстве и т.д.;
развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т. д.;
развитие коммуникативной культуры ребёнка.
Принципы реализации программы
Обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному» от вырезания простых и симметрических форм к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости к работе объёмных форм. В процессе знакомства с различными видами декоративно – прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребёнка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд, затраченный на изготовление красивых и нужных поделок, пробуждает у детей желание к последующей деятельности.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Возраст | Формы работы |
2 класс (7-8 лет) | сюжетно-образная игра, беседа, практическая работа в группах, парах, творческие работы, экскурсии, поисковые и научные исследования, диспуты, проекты; |
Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня (районных, областных, всероссийских, дистанционных), открытие занятия, массовые мероприятия, мастер - классы. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов.
Стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.
В процессе обучения используются методы: объяснительно иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский, проектный.
1.Словесные: - рассказ; - беседа; - объяснение; - убеждение; - поощрение. | 2.Наглядные: -демонстрация образцов; - показ; - примеры. | 3.Практические: - упражнения; -выполнение графических записей. | 4.Аналитические: - наблюдение; - сравнение; - анкетирование; - самоконтроль; -самоанализ; - самоанализ; - опрос. |
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой, работа в парах форм учебной работы обучающихся.
Программа «Бумажная и пластилиновая фантазия» дополняет изучаемые модули «Оригами», «Пластилин», «Бумагопластика», «Мозаика» по предмету технологии.
Работа в группах включает проведение практических, теоретических, и индивидуальных занятий, посещение выставок, экскурсии. При изучении каждого модуля предусмотрено выполнение мини творческих проектов, выход с пректной деятельностью: выставка «Осенняя фантазия», праздник «Самоделкина», «Новогодний карнавал», выставка поделок: «Мастерская Деда Мороза», зимние забавы, день «Святого Валентина», день «Защитника Отечества», конкурс на лучшую поздравительную открытку ко дню 8 марта, «Бумажная сказка Весны», творческий отчет кружка.
Учебный процесс основан на использовании новых современных технологий: информационно-коммуникационные (выход в Интернет, мультимедиа), средства ТСО: музыкальная аппаратура для релаксации, всё это способствует поддержанию постоянного интереса детей к данному виду творчества. Большая роль в овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно.
Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная инструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить его к творчеству
Для оценки результативности учебных занятий применяются разные виды контроля;
вводный (диагностика имеющихся знаний и умений: опрос, тест);
промежуточный (выявление и закрепление полученных знаний и умений по пройденным темам: кроссворд, конкурс ассоциаций);
итоговый (контроль состояния знаний и умений учащихся в результате пройденного курса: итоговое тестирование, устный опрос).
Форма подведения итогов: участие в выставках муниципального и регионального уровня, конкурсы «Новогодняя игрушка - гигант» (муниципальный уровень), акция «Игрушка для городской ёлки», социальная акция «Игрушка для ребёнка-инвалида», изготовление сувениров ко Дню пожилого человека, участие в акции добра – «Подарки своими руками».
В результате данной деятельности сформировались у детей духовно-нравственные качества личности, повысился уровень мотивации обучающихся к художественному прикладному творчеству.
Планируемые результаты освоения программы, курса
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль
- различать способ и результат действия;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное.
Предметные результаты:
- знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- уметь правильно организовать свое рабочее место;
- уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- уметь работать по шаблону;
- уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).
Должны знать и уметь:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- собирать и применять в работе природный материал;
- соблюдать правила личной гигиены и безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
- поиск информации с использованием простейших запросов;
- изменения и создания простых информационных объектов на компьютере;
- освоить технические приемы и способы обработки природных материалов;
- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы;
- пополнять свой словарный запас за счет употребления новых терминов: «аппликация», «композиция», «цвет», «эскиз», «фон», «разметка», «схема», «мозаика», «контур», «линия надреза»;
- создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу.
Содержание программы
Знакомство (1 час).
Вводное занятие. Организационный момент. Знакомство с программай. Цели и задачи программы. Обсуждение плана работы. Распределение обязанностей. Правила поведения в кабинете. Безопасность труда при работе с природными и поделочными материалами. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация изделий.
Изготовление цветов из кругов (2часа).
Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги». Изучение свойств бумаги и картона.
Работа с различными видами бумаги. Практическая работа «Свойства бумаги». Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
Декоративное и функциональное применение бумаги в наши дни. Экологические проблемы и пути их решения (экономия бумаги, макулатура). Роль каждого гражданина в рациональном использовании бумаги. Особенности работы с бумагой различных сортов.Работа с презентацией «Цветы из кругов». Изготовление простых сувенирных изделий, при помощи выкроек и схем. Изготовление астры и гофрированных листьев.
Изготовление открыток ко Дню Учителя (2 часа).
Разработка и осуществление дизайн – проекта поздравительной открытки. Работа с презентацией «Поздравительная открытка». Изготовление открытки.
Творческий проект «Бумажные фантазии» (2 часа).
Разработка и осуществление дизайн – проекта. Работа с презентацией. Основные приемы работы. Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается. Изготовление поделки. Конкурс дизайн - проектов организации пространства плоскостных композиций.
Творческий проект «Подарок другу» (2 часа).
Презентация «Творческий проект». Разработка и реализация проекта «Подарок другу». Изготовление объемной игрушки из фантиков.
Основы квиллинга «Фантазийные цветы» (2 часа).
Знакомство с техникой квилинга. Работа с презентацией. Изготовление деталей в данной технике. Изготовление «Фантазийных цветов» по замыслу детей.
Творческий проект «Новогодние затеи» (квиллинг) (2 часа).
Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения. Коллективно – творческая работа «Изготовление новогодних украшений для зала».
Творческий проект «Волшебная бумага» (аппликация) (2 часа).
Виды аппликации. Мозаика, как разновидность аппликации. Понятие о композиции. Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Основы композиционного решения плоскости листа. Основные приёмы вырезания. Условия безопасной работы (инструктаж по технике безопасности на занятии ручным трудом. Правила обращения с колющими и режущими предметами). Примерные практические задания: изготовление полуобъёмной композиции на тему: «Цветы в вазе», «Подводный мир».
Объемная аппликация (2 часа).
Аппликация по образцу и составление собственных композиций. Составление композиций. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций. Работа с презентацией «Объёмная аппликация». Изготовление рамки из чертежной бумаги для оформления изделий.
Изготовление открыток к 23 февраля (2 часа).
Разработка и осуществление дизайн – проекта поздравительной открытки. Работа с презентацией «Поздравительная открытка». Изготовление открытки.
Изготовление сувенира к 8 марта. Изготовление цветов из салфеток (2 часа).
Изготовление цветов из бумажных салфеток. Работа с презентацией. Изучение пошаговой инструкции.
Пластилиновые фантазии (2 часа).
Рассказ о глине и пластилине. Работа с презентацией. Просмотр образцов. Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. Лепка по замыслу детей. Самостоятельное декорирование и выбор стратегии оформления работы.
Треугольный модуль оригами (2 часа).
Рассказ «Из истории Оригами». Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Понятие «базовой формы». Изучение видов базовых форм, отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Виды складок. Работа с инструкционными картами, демонстрирующими процесс складывания треугольного модуля. Работа с модулями разных размеров.
Волшебная бумага (2 часа).
Самостоятельное изготовление поделок из различных видов бумаги и их декоративное оформление. Работа с презентацией. Коллективные и индивидуальные работы. Изготовление изделий по собственным проектам. Практическая работа: «Упаковка подарочного букета».
Экскурсия на выставку прикладного творчества (2 часа).
Знакомство с экспонатами прикладного творчества.
Мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги (2 часа).
Обрывная мозаичная аппликация. Поделка: цветная рамка. Работа с презентацией. Самостоятельное планирование и организация работы и декорирования при выполнении аппликации. Техника безопасности при работе с клеем.
Творческий проект «Мастерская игрушек» (2 часа).
Освоение приёмов лепки (раскатывание, вытягивание, сплющивание, гофрирование, каркасная лепка. Лепка поделок «Весёлые зверята».
Подведение итогов (выставка) (1 час).
Беседа на тему «Творчество в нашей жизни», оформление выставки работ обучающихся «Бумажная сказка Весны», составление альбома лучших работ. Рассматривание и анализ экспонатов выставки. Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. Произвести оценку достижений, обменяться впечатлениями. Определение перспектив на следующий учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
1 | Запись в кружок. Распределение обязанностей. Правила поведения в кабинете. Вводное занятие. | 1 | | | |
2,3 | Изготовление цветов из кругов. | 2 | | | |
4,5 | Изготовление открыток ко Дню Учителя. | 2 | | | |
6,7 | Творческий проект: «Подарок другу». | 2 | | | |
8,9 | Основы квиллинга: «Фантазийные цветы» | 2 | | | |
10,11 | Творческий проект: «Бумажные фантазии». | 2 | | | |
12,13 | Творческий прект: «Волшебная бумага» (аппликация). | 2 | | | |
14,15 | Творческий проект: «Новогодние затеи» (квиллинг). | 2 | | | |
16,17 | Объемная аппликация. | 2 | | | |
18,19 | Изготовление открыток к 23 февраля. | 2 | | | |
20,21 | Изготовление сувенира к 8 марта. Изготовление цветов из салфеток. | 2 | | | |
22,23 | Пластилиновые фантазии. | 2 | | | |
24,25 | Треугольный модуль оригами. | 2 | | | |
26,27 | Волшебная бумага. | 2 | | | |
28,29 | Экскурсия на выставку прикладного творчества. | 2 | | | |
30,31 | Мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги. | 2 | | | |
32,33 | Творческий проект: «Мастерская игрушек». | 2 | | | |
34,35 | Подведение итогов (выставка). | 2 | | | |