СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час открытого урока. Открытый урок "Выделение и его значение. Органы выделения" 8 класс. В.В.Пасечник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Час открытого урока. Открытый урок "Выделение и его значение. Органы выделения" 8 класс. В.В.Пасечник»

Муниципальный методический проект «Час открытого урока»













Открытый урок по биологии в 8 классе

на тему «Выделение и его значение. Органы мочевыделения»















Учитель: Федорук Юлия Илхамовна





























Балаково 2020







Учитель: Федорук Юлия Илхамовна

Тема урока: «Выделение и его значение. Органы мочевыделительной системы»

Цель урока: раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах. Развить знания о строении и функциях органов мочевыделения, профилактике их заболеваний.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты: - ценностное отношение к ЗОЖ

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- выделяет существенную информацию;

- устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению

Коммуникативные УУД:

- целеполагание;

- формирует собственное мнение и аргументирует его

Регулятивные УУД:

- оценка;

- самооценка;

- корректировка;

- планирование  предстоящей деятельности;

- организация самостоятельной работы.

Предметный результат :   

Знает:

- понятия «гомеостаз», «нефрон», «фильтрация», «реабсорция»,  «каналец нефрона», «капсула нефрона», «первичная, вторичная моча»;

- макроскопическое и микроскопическое строение почек;

- этапы образования мочи;

- состав мочи;

- процессы и их причина;

- почему нужно беречь почки.

        Умеет:

- раскрывать сущностные характеристики данных понятий;

- обозначать строение почек на рисунке;

- характеризовать процессы опразования мочи и причины их протекания;

- отличать состав первичной и вторичной мочи;

- приводить примеры, почему необходимо соблюдать питьевой режим.

        Владеет:

- правилами личной гигиены.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая

Технология: Проблемно-развивающее обучение с использованием личностно-ориентированного подхода.






Ход урока

I. Организационный момент 1 мин

II. Актуализация опорных знаний 5 мин.

Учитель: Процесс выделения – это непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных и вредных веществ. 

ЗАДАНИЕ.(интерактивное задание) Рассмотрите схему. Какие вещества удаляются из организма? Какие органы участвуют в выделении этих веществ? Выполните интерактивное задание, дополнив схему.

Ответы учащихся. Из организма удаляются продукты обмена: углекислый газ, вода, мочевина, а также избыток солей. Через лёгкие удаляются углекислый газ и вода, через потовые железы кожи удаляются вода и минеральные соли. Почки - главный орган выделительный системы, они удаляют растворённую в воде мочевину и избыток минеральных солей.

III. Изучение новой темы 25 мин

Учитель: Осмыслите следующий факт:

При отказе работы обеих почек через 5 дней наступает смерть.

Объясните:

1) Какими веществами отравляется организм человека с неработающими почками?

2) Какую функцию выполняют почки?

Ответы учащихся. 

1) При отказе работы почек происходит отравление организма мочевиной и другими токсичными веществами, образовавшимися в результате обмена веществ.

2) Основные функции почек: выделительная – удаляют избыток воды, выводят из организма токсичные вещества; участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма – гомеостаза.

ЗАДАНИЕ. Обозначьте на схеме органы мочевыделительной системы.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст «Строение почки» учебник стра 152.

1) Какой процесс происходит в почках?

2) Какие вещества отфильтровываются в почках?

3) Каким образом моча удаляется из почек?

Ответы учащихся.

1) В почках происходит процесс фильтрации крови.

2) Почки задерживают мочевину, избыток воды и некоторые ионы.

3) Образовавшаяся в почках моча стекает по мочеточникам в мочевой пузырь. Из мочевого пузыря моча удаляется через мочеиспускательный канал.


ЗАДАНИЕ. Обозначьте структурные элементы почки на схеме на маршрутных листах.


ЗАДАНИЕ. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы:

1) Что является структурно-функциональным элементом почки?

Ответ: Структурно-функциональным элементом почки является нефрон.

2) Какое строение имеет нефрон?

Ответ: Нефрон состоит из микроскопической капсулы, длинного канальца и собирательной трубочки.

3) Где образуется первичная моча?

Ответ: Первичная моча образуется в капсуле нефрона.

4) Какие вещества фильтруются в капсуле?

Ответ: В капсуле фильтруются вещества, растворенные в плазме крови, – нужные (глюкоза, витамины и т.п.) и ненужные.

5) Какие элементы крови остаются в кровотоке после фильтрации в капсуле нефрона и почему?

Ответ: В кровотоке остаются эритроциты и другие клетки крови, белки, потому что они не могут пройти через мембрану клубочка.

6) В какой части нефрона происходит возвращение в кровь нужных организму веществ?

Ответ: В канальцах нефрона происходит возвращение в кровь глюкозы, воды и других нужных организму веществ.

7) Какие вещества удаляются из организма с мочой?

Ответ: Из организма удаляются мочевина, мочевая кислота, соли и избыток воды.

8) Каким образом почки участвуют в поддержании постоянства состава внутренней среды организма?

Ответ: Почки не возвращают в кровь вещества, которые в организме находятся в избытке. Если человек съел солёное или выпил много воды, то почки выводят излишки этих веществ из организма. Почки удаляют избыток веществ и ядовитые продукты обмена и так поддерживают постоянный состав крови.


Задание. (Интерактивное задание) На схеме нефрона подпишите его элементы, нажав на цветные маркеры.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин.)


ЗАДАНИЕ. Работа в группах. Прочитайте стихотворение. Объясните содержание стихотворения. Отвечает выбранный человек в группе


Стихотворение

Объяснения к нему

Они как два больших боба

На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.

Почки расположены по обе стороны позвоночника

Имеют бобовидную форму

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.

Почка – биологический фильтр

Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма

Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.


Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.



IV. Закрепление 7 мин.

Самостоятельная работа с таблице. Стр 154 ответы записать в маршрутный лист

1) Концентрация, каких неорганических ионов максимально возрастает при образовании вторичной мочи? 

2) Концентрация какого органического вещества максимально возрастает при образовании вторичной мочи? 

3) Чем по составу первичная моча отличается от плазмы крови?   

4) Конечным продуктом распада, каких веществ является мочевина?

Ответы учащихся.

1) При образовании вторичной мочи максимально возрастает концентрация ионов хлора.

2) При образовании вторичной мочи максимально возрастает концентрация мочевины.

3) Первичная моча отличается от плазмы крови отсутствием белков, жиров и гликогена.

4) Мочевина является конечным продуктом распада белков.


ЗАДАНИЕ. Выполните тест (индивидуально, интерактивный тест). Расположите в правильном порядке уровни организации выделительной системы человека, начиная с наибольшего.


V. Подведение итогов (рефлексия, выставление отметок, домашнее задание) 6 мин.














1 группа

Они как два больших боба

На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились
.







2 группа

Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.





3 группа

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.





4 группа

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.





Тема урока _____________________________________________________________/Д.З__________________

  1. Заполните схему, подписав какие органы участвуют процессе выделения.

  1. Прочитайте текст параграфа 33, стр 151. «Строение почки»





Задание для самостоятельной работы. Пользуясь данными таблицы (стр 152), ответьте на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

Концентрация каких неорганических ионов максимально возрастает при образовании вторичной мочи? 


Концентрация какого органического вещества максимально возрастает при образовании вторичной мочи? 


Чем по составу первичная моча отличается от плазмы крови?   


Конечным продуктом распада каких веществ является мочевина?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!