Просмотр содержимого документа
«Что изучает предмет краеведение»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Что изучает предмет краеведение?».
Цель: сформировать представление о краеведении
Задачи:
Образовательная:
Изучить основные понятия краеведения как науки
Развивающая:
развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять различные понятия
Воспитательная:
повысить интерес к изучению малой Родины, формировать научное мировоззрение
Оборудование: физическая карта Оренбургской области
Тип занятия: изучение нового материала.
Ход занятия:
I. Организационный момент
-Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы начинаем изучение нового для вас предмета «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки! Тема сегодняшнего урока: «Что изучает предмет краеведение?».
II. Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений:
-Ребята, а как вы считаете, что такое краеведение? От каких слов образовано это слово?
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений
Краеведение - это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни и даже одной улицы или одного района большого города).
Особенность краеведения заключается в том, что занимающийся им почти всегда сталкивается с явлениями или фактами, о которых не написано никаких работ или существовавшие сведения совершенно забыты. Таким образом, исследователь становится еще и своего рода первооткрывателем.
ФОРМЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
Туристско – походная
Экскурсионная
Лекционная
Архивная
Музейная
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КРАЯ ФОРМЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
литературный
картографический
архивный
статистический
экспедиционный (полевые наблюдения)
археологические раскопки
анкетирование
встречи с ветеранами, участниками событий
фото и киносъемка, зарисовки
аудиозаписи
НАПРАВЛЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории.
Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры.
Экономическое краеведение
Искусствоведческое краеведение
ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ
Краеведческая библиография
Произведения печати
Статистические сведения
Картографические источники
Архивные документы
Устные источники
Наблюдение объектов и процессов природы
Для каждого представляется возможность наиболее полно выявить взаимосвязь своей местности, так называемой "малой родины", с другими регионами отечества, и через личную сопричастность глубже осознать значение исторических событий любого масштаба, воспитать в себе чувство гражданственности и высокой нравственности.
Когда говорится о всестороннем изучении края, то, прежде всего, имеется в виду:
изучение природы и всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессы в жизни природы, некоторые из них частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.);
историческое прошлое и демография (этнография города и селения, топонимика и т. д.);
экономическая жизнь, связь между природной средой и хозяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хозяйственное строительство и т. д.;
культурная и духовная жизнь, и творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы).
Краеведение имеет две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается история общества, в природоведческом – история природы.
III. Закрепление изученного материала
-Что будем исследовать на занятиях «Моё Оренбуржье?»
-Давайте ответим на вопросы викторины.