СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что изучает предмет краеведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Мое Оренбуржье.Тема: Что изучает краеведение?

Просмотр содержимого документа
«Что изучает предмет краеведение»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
«
Что изучает предмет краеведение?».



Цель: сформировать представление о краеведении

Задачи:

Образовательная:

Изучить основные понятия краеведения как науки

Развивающая: 

развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять различные  понятия

Воспитательная:

повысить интерес к изучению малой Родины, формировать научное мировоззрение

Оборудование: физическая карта Оренбургской области

Тип занятия: изучение нового материала.

Ход занятия:

I. Организационный момент

-Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы начинаем изучение нового для вас предмета «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки! Тема сегодняшнего урока: «Что изучает предмет краеведение?».

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний и умений:

-Ребята, а как вы считаете, что такое краеведение? От каких слов образовано это слово?

  • Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений

  • Краеведение - это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни и даже одной улицы или одного района большого города).

Особенность краеведения заключается в том, что занимающийся им почти всегда сталкивается с явлениями или фактами, о которых не написано никаких работ или существовавшие сведения совершенно забыты. Таким образом, исследователь становится еще и своего рода первооткрывателем.

ФОРМЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

      • Туристско – походная

      • Экскурсионная

      • Лекционная

      • Архивная

      • Музейная

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КРАЯ ФОРМЫ КРАЕВЕДЕНИЯ

  • литературный

  • картографический

  • архивный

  • статистический

  • экспедиционный (полевые наблюдения)

  • археологические раскопки

  • анкетирование

  • встречи с ветеранами, участниками событий

  • фото и киносъемка, зарисовки

  • аудиозаписи



НАПРАВЛЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ

  • Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории.

  • Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры.

  • Экономическое краеведение

  • Искусствоведческое краеведение

ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ

  • Краеведческая библиография

  • Произведения печати

  • Статистические сведения

  • Картографические источники

  • Архивные документы

  • Устные источники

  • Наблюдение объектов и процессов природы

Для каждого представляется возможность наиболее полно выявить взаимосвязь своей местности, так называемой "малой родины", с другими регионами отечества, и через личную сопричастность глубже осознать значение исторических событий любого масштаба, воспитать в себе чувство гражданственности и высокой нравственности.

Когда говорится о всестороннем изучении края, то, преж­де всего, имеется в виду:


  • изучение природы и всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, жи­вотный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессы в жизни природы, не­которые из них частично обусловлены человеческой деятель­ностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, из­менение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.);

  • историческое прошлое и демография (этнография города и селения, топонимика и т. д.);

  • экономическая жизнь, связь между природной средой и хо­зяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хо­зяйственное строительство и т. д.;

  • культурная и духовная жизнь, и творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура, худо­жественные промыслы).



Краеведение имеет две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается история общества, в природоведческом – история природы.



III. Закрепление изученного материала

-Что будем исследовать на занятиях «Моё Оренбуржье?»

-Давайте ответим на вопросы викторины.