СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что выражает музыка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что выражает музыка»

Конспект урока музыки

3 класс Цель урока: Сформировать понятие о возможности передачи чувств и мыслей человека.

Задачи:

*Расширить представление учащихся о роли музыки в жизни человека, о том какие чувства и мысли она рождает.

*Закрепить знания индивидуальных стилевых особенностей композитора .

*Расширить знания о музыкальных жанрах.

*Развитие вокально- хоровых навыков учащихся.

*Научить слушать и слышать ( анализировать услышанное)

Оборудование: ноутбук ,или компьютер , мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока

Организация учащихся на уроках.

*Вход под музыку Н.А. Римского – Корсакова « Три чуда» ( тема 33 богатырей)

*Музыкальное приветствие . 2.Повторение изученного материала.

*Как называется знак , обозначающий высоту звука?( нота)

*Где по нотам нам узнать ,

Где на клавишах играть?

Вот задача , вот загадка.

Но к загадке есть отгадка.

Ключ к загадке отыскался ,

Как же этот ключ назвался?

(Скрипичный ключ)

*Он помощник наш отличный ,

Мы зовём его ключ какой ноты?( соль)

Правильно , ключ соль.

Всё нам скажет ключ скрипичный нотной азбуки король!

Игра « Повтори!»

Познавательно – развлекательная игра

«Музыкальный семицветик»

Уж давно известно всем-

Лепестков в нём ровно семь.

Музыкальный семицветик

Хочет с нами поиграть .

Нам поможет семицветик

Звукоряд запоминать.

*.Давайте произнесём название нот по порядку по часовой стрелке , а потом в обратном

порядке :от до до следующего до, от ре до ре, от ми до ми.

*Назовите ноты лепестки , двигаясь по часовой стрелке, а потом в обратном порядке, через один звук : от до до до, от ре до ре , от ми до ми .

*.Проверка домашнего задания:

Назвать слова , которые начинаются с названия ноты: ( ре , ми, фа)

Домашнее задание: найти слова , в которых встречается нота Ля.

3. Распевание.

4.Исполнение песни « Весёлая песенка» , А. Ермолова

- Какой характер песни?

- Что выражает музыка этой песни?

5.Изучение нового материала.

- Сегодня мы отправимся в гости к сказочным персонажам.

-Каких героев русских народных сказок вы знаете?

-А сейчас вы услышите музыку великого русского композитора П.И. Чайковского.

Его произведение рисует нам образ сказочного персонажа .А вот какого персонажа – догадайтесь сами. Но , я вам подскажу . Это загадка, разгадав которую вы скажете и названия музыкальной пьесы.

Но ответ скажите после прослушивания пьесы.

Итак , загадка:

В облаках не по земле ,

Летит баба на метле .

Страшная и злая

Кто она такая?

-А теперь слушаем музыку .Закройте глаза и представьте себе эту героиню сказки.

*Слушание музыки П.И. Чайковского « Баба Яга».

- Узнали ? Конечно это злая волшебница из русских сказок Баба Яга.

- Вот как она изображена в одной сказке:» Поутру пробудилась Баба Яга костяная нога в своей избушке на курьих ножках. Глядь- нет Ивана _ Царевича . Бросилась в погоню во весь дух. На железной ступе скачет , шестом погоняет, помелом след заметает. Мчится за Иваном - царевичем, только ветер свистит , тучи разгоняет»

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор , с помощью которых вы легко узнали образ Бабы Яги?

-Звуки короткие , отрывистые , фразы заканчиваются аккордом , который звучит громко – форте, как будто Баба Яга выкрикивает грозные слова.

- Меняется ли музыка?

-В конце произведения звуки затихают , как будто Баба Яга быстро удаляется , заметая свой след.

- Что вы представили , слушая музыку?

- Какой характер Бабы Яги выразил композитор?

-Какие черты характера Бабы Яги вы считаете плохими?

- Сейчас мы ещё раз с вами послушаем это произведение .Услышав музыку , постарайтесь как можно точнее изобразить её в своём теле, движении и выразить настроение , чувства, вызванные этой музыкой. Лицом, глазами, осанкой, руками.

-Шаг: тяжёлый или лёгкий?

-Осанка: неестественная или прямая?

-Лицо : суровое –злое – мягкое – светлое?

- От чего зависит выбор? ( от средств музыкальной выразительности)

--Средства музыкальной выразительности помогли ощутить настроение , состояние волшебства в музыкальном произведении.

- Мне понравилось ,как вы изобразили и выразили эту музыку , т. к. правильно почувствовали и поняли интонацию этого сказочного произведения .

- Сегодня мы познакомимся с великим музыкальным сказочником Н.А. Римским- Корсаковым.

Н.А. Римский -Корсаков – русский композитор , им написано 15 опер .Многие из них написаны на сюжеты известных сказок: « Снегурочка», « Золотой петушок», «Кошей Бессмертный « И многие другие.

-Мы послушаем фрагмент из оперы « Сказка о царе Салтане»

-Опера – музыкальный спектакль , где действующие лица не говорят , а поют.

- Кто знает эту сказку?

-Кто её написал?

-Н.А. Римский - Корсаков написал к 100 летию со дня рождения А.С. Пушкина и это была его первая опера – сказка по Пушкину.

_ Вспомните , какие три чуда есть в сказке?

-Давайте остановимся на 3-ем чуде ,пожалуй самое прекрасное и удивительное .

За морем Царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает ,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит ,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава ,

Выплывает – будто пава,

А как речь – то говорит ,

Словно реченька журчит.

-А теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте себе эту героиню сказки. Слушание музыки.

-Какой характер произведения?

- Музыка нежная ,мягкая , ласковая , «узорчатая»

- Какой регистр ?

-Какой темп?

- Что выражает музыка?

- Музыка выражает Образ доброй , нежной , прекрасной Царевны – Лебедь.

- Чтобы « нарисовать» яркий неповторимый портрет героя композиторы находят особые характерные музыкальные средства , с помощью которых мы легко узнаем тот или иной образ. Мы ведь не перепутаем Бабу - Ягу с Царевной –Лебедем.

- А можно ли нарисовать музыку?

-Слушая музыку ещё раз , придумайте , подберите , составьте из красок цвета ( цветную гамму – калорит )и этими отобранными по характеру цветами нарисуйте что-то вроде узора , линий , завитков , так как вы это почувствовали.

- Сравните звуки музыки с красками в живописи или мелодию линиями в рисунке.

-Создайте свою симфонию (созвучие )в красках.

-Итог .

-1.Обобщение.

- Сегодня на уроке вы услышали замечательную музыку , которую сочинили композиторы , вдохновлённые сказочными образами. Вы вновь встретились с творчеством композиторов, чьи имена вам знакомы: П.И. Чайковский, познакомились с великим «музыкальным» сказочником Н.А. Римским –Корсаковым.

-Что выражает музыка?

-Музыка выражает внутренний мир человека , его чувства : мысли, настроения, характер .

-В КОНЦЕ УРОКА Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СПЕТЬ ПЕСНЮ « Весёлая песенка» ( стихи В. Викторова, музыка Г.Струве)

2.Выставление оценок. Домашнее задание.

3.Выход из класса под музыку

А. Ермолов , «Весёлая песенка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!