Пояснительная записка
Рабочая программа кружка « В+Ф+Б= игра» создана на основе программы внеклассной и внешкольной работы Министерства Просвещения 2000 года и комплексной программы физического воспитания под редакцией В.И Ляха Москва Просвещение 20 11 года. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, целью физического воспитания в общеобразовательном учреждении дополнительное образование спортивной направленности является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
перегрузка учебных программ;
ухудшение экологической обстановки;
недостаточное или несбалансированное питание;
стрессовые воздействия;
распространение нездоровых привычек.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей образовательный процесс строю с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставляю возможность для творческой деятельности и самореализации личности, включаю наряду с педагогической и медико-профилактическую деятельность. Все это будет способствовать сохранению здоровья учащихся, формированию навыка и позитивного отношения к здоровому образу жизни.
.Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все закономерно. Самой природой заложено в детях такое поведение. Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, нарабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Поэтому дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели - подвижные игры. Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал "Лови!", "Беги!", "Стой!" и др. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Свободу действий дети среднего звена реализуют в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этнических ценностей общества.
Цель программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
укреплять здоровье и закаливать занимающихся;
удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
ведение закаливающих процедур;
укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей;
снимать физическую и умственную усталость.
Образовательные:
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
формировать правильную осанку;
обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у занимающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнения
информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Организационно - методические рекомендации
Возраст детей: 10-11лет.
Занятия в кружке позволят:
максимально поднять уровень физического здоровья среди детей среднего школьного возраста
развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;
развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;
сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;
подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом.
Ожидаемые результаты.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Знать и иметь представление:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля над деятельностью этих систем;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
взаимодействовать с ребятами в процессе занятий .
Форма проведения занятий: Занятия проводятся один раз в неделю. Все технические действия изучаются и закрепляются в спортивно – игровой форме. Результативность полученных знаний и умений будут определяться в соревнованиях.
Распределение программного материал
№
|
Вид программного материала
|
Количество часов
|
1
|
Основы знаний о физической культуре
|
В процессе занятий
|
2
|
Баскетбол
|
12
|
3
|
Волейбол
|
12
|
4
|
Футбол
|
11
|
5
|
Итого
|
35
|
Календарно-тематический план
.
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
1 -2
|
Правила по предупреждению травматизма на занятиях. Ведение мяча правой и левой рукой. Учебная игра в баскетбол
|
2
|
3-4
|
Ведение с изменением направления, приставным шагом. Передача двумя руками из-за головы. Учебная игра в баскетбол.
|
2
|
5-6
|
Ловля мяча после отскока от щита. Штрафной бросок. Вырывание и выбивание мяча. Учебная игра в баскетбол.
|
2
|
7-8
|
Ведение с переводом мяча за спиной. Бросок одной рукой от головы. Учебная игра в баскетбол.
|
2
|
9-10
|
Ведение с обводкой. Бросок одной рукой от головы в прыжке. Зонная защита.
|
2
|
11-12
|
Ловля мячей в прыжке. Передача одной рукой из-за спины. Индивидуальная защита. Учебная игра в баскетбол
|
2
|
13-15
|
Приём мяча двумя руками снизу. Верхняя передача в парах через сетку. Верхняя прямая подача. Учебная игра в пионербол.
|
3
|
16-18
|
Приём мяча двумя руками снизу после подачи. Прямой нападающий удар. Учебная игра.
|
3
|
19-21
|
Стойка и передвижения игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Учебная игра.
|
3
|
22-24
|
Стойка и передвижения игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Прямой нападающий удар в тройках. Учебная игра
|
3
|
25-26
|
Ведение мяча правой и левой ногой. Учебная игра в футбол.
|
2
|
27-28
|
Ведение с изменением направления, приставным шагом. Передача мяча на месте. Учебная игра в футбол.
|
2
|
29-30
|
Прием мяча с остановкой. Пас в парах. Учебная игра в футбол.
|
2
|
31-32
|
Ведение мяча по прямой. Удар по воротам. Учебная игра в футбол.
|
2
|
33
|
Ведение с обводкой. Удар по воротам в движении. Зонная защита
|
1
|
34
|
Дальний пас. Зонная защита. Учебная игра в футбол.
|
1
|
35
|
Ведение мяча змейкой. Обводка, отбор мяча. Учебная игра в футбол
|
1
|
Содержание тем учебного курса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Введение: История возникновения и развития волейбола, футбола, баскетбола. Правила безопасности при занятиях спортивными играми.
Общая физическая подготовка.
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов, баскетболистов, футболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
Техническая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки при занятиях спортивными играми
Практика: Стойки. Перемещения. Приёмы и передачи мяча, ведение , броски из за боковой, броски по кольцу Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Финты. Защитные действия.
Тактическая подготовка.
Теория: Правила игры в волейбол, футбол, баскетбол. Значение тактической подготовки
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Тактика ведения мяча
Ожидаемый результат.
- По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять знания в игре и организации самостоятельных занятий по спортивным играм, сформировать первичные навыки судейства.
- .Развитие природных данных обучающихся, для дальнейшего физического развития;
- Овладение теоретическими и практическими основами игры в футбол, волейбол и баскетбол;
- Участие в школьных соревнованиях по волейболу, баскетболу и футболу, формирование сборной команды школы для участия в районных соревнованиях
- Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на соревнованиях.
- Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию детей.
Перечень учебно - методического обеспечения
Богданов. Уроки физической культуры IV-VI классов: Пособие для учителей. - Москва «Просвещение», 2012 г.
Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2012 г.
А.В. Беляев Волейбол на уроке физической культуры, М - «Физкультура и спорт» 2012г.
Ж.К., Холодов B.C. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М. Издательский дом “Академия”. 2012 г.
Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника - Ростов-на-Дону, издательство “Феникс”, 2012г .
Просмотр содержимого документа
«5класс подвижные игры»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка « В+Ф+Б= игра» создана на основе программы внеклассной и внешкольной работы Министерства Просвещения 2000 года и комплексной программы физического воспитания под редакцией В.И Ляха Москва Просвещение 20 11 года. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, целью физического воспитания в общеобразовательном учреждении дополнительное образование спортивной направленности является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми, которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
перегрузка учебных программ;
ухудшение экологической обстановки;
недостаточное или несбалансированное питание;
стрессовые воздействия;
распространение нездоровых привычек.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей образовательный процесс строю с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставляю возможность для творческой деятельности и самореализации личности, включаю наряду с педагогической и медико-профилактическую деятельность. Все это будет способствовать сохранению здоровья учащихся, формированию навыка и позитивного отношения к здоровому образу жизни.
.Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все закономерно. Самой природой заложено в детях такое поведение. Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, нарабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Поэтому дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели - подвижные игры. Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал "Лови!", "Беги!", "Стой!" и др. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Свободу действий дети среднего звена реализуют в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этнических ценностей общества.
Цель программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
укреплять здоровье и закаливать занимающихся;
удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
ведение закаливающих процедур;
укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей;
снимать физическую и умственную усталость.
Образовательные:
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
формировать правильную осанку;
обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у занимающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнения
информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Организационно - методические рекомендации
Возраст детей: 10-11лет.
Занятия в кружке позволят:
максимально поднять уровень физического здоровья среди детей среднего школьного возраста
развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;
развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;
сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;
подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом.
Ожидаемые результаты.
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Знать и иметь представление:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля над деятельностью этих систем;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
взаимодействовать с ребятами в процессе занятий .
Форма проведения занятий: Занятия проводятся один раз в неделю. Все технические действия изучаются и закрепляются в спортивно – игровой форме. Результативность полученных знаний и умений будут определяться в соревнованиях.
Распределение программного материал
№ | Вид программного материала | Количество часов |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе занятий |
2 | Баскетбол | 12 |
3 | Волейбол | 12 |
4 | Футбол | 11 |
5 | Итого | 35 |
Календарно-тематический план
.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 -2 | Правила по предупреждению травматизма на занятиях. Ведение мяча правой и левой рукой. Учебная игра в баскетбол | 2 |
3-4 | Ведение с изменением направления, приставным шагом. Передача двумя руками из-за головы. Учебная игра в баскетбол. | 2 |
5-6 | Ловля мяча после отскока от щита. Штрафной бросок. Вырывание и выбивание мяча. Учебная игра в баскетбол. | 2 |
7-8 | Ведение с переводом мяча за спиной. Бросок одной рукой от головы. Учебная игра в баскетбол. | 2 |
9-10 | Ведение с обводкой. Бросок одной рукой от головы в прыжке. Зонная защита. | 2 |
11-12 | Ловля мячей в прыжке. Передача одной рукой из-за спины. Индивидуальная защита. Учебная игра в баскетбол | 2 |
13-15 | Приём мяча двумя руками снизу. Верхняя передача в парах через сетку. Верхняя прямая подача. Учебная игра в пионербол. | 3 |
16-18 | Приём мяча двумя руками снизу после подачи. Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 3 |
19-21 | Стойка и передвижения игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Учебная игра. | 3 |
22-24 | Стойка и передвижения игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Прямой нападающий удар в тройках. Учебная игра | 3 |
25-26 | Ведение мяча правой и левой ногой. Учебная игра в футбол. | 2 |
27-28 | Ведение с изменением направления, приставным шагом. Передача мяча на месте. Учебная игра в футбол. | 2 |
29-30 | Прием мяча с остановкой. Пас в парах. Учебная игра в футбол. | 2 |
31-32 | Ведение мяча по прямой. Удар по воротам. Учебная игра в футбол. | 2 |
33 | Ведение с обводкой. Удар по воротам в движении. Зонная защита | 1 |
34 | Дальний пас. Зонная защита. Учебная игра в футбол. | 1 |
35 | Ведение мяча змейкой. Обводка, отбор мяча. Учебная игра в футбол | 1 |
Содержание тем учебного курса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Введение: История возникновения и развития волейбола, футбола, баскетбола. Правила безопасности при занятиях спортивными играми.
Общая физическая подготовка.
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов, баскетболистов, футболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
Техническая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки при занятиях спортивными играми
Практика: Стойки. Перемещения. Приёмы и передачи мяча, ведение , броски из за боковой, броски по кольцу Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Финты. Защитные действия.
Тактическая подготовка.
Теория: Правила игры в волейбол, футбол, баскетбол. Значение тактической подготовки
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Тактика ведения мяча
Ожидаемый результат.
- По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять знания в игре и организации самостоятельных занятий по спортивным играм, сформировать первичные навыки судейства.
- .Развитие природных данных обучающихся, для дальнейшего физического развития;
- Овладение теоретическими и практическими основами игры в футбол, волейбол и баскетбол;
- Участие в школьных соревнованиях по волейболу, баскетболу и футболу, формирование сборной команды школы для участия в районных соревнованиях
- Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на соревнованиях.
- Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию детей.
Перечень учебно - методического обеспечения
Богданов. Уроки физической культуры IV-VI классов: Пособие для учителей. - Москва «Просвещение», 2012 г.
Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2012 г.
А.В. Беляев Волейбол на уроке физической культуры, М - «Физкультура и спорт» 2012г.
Ж.К., Холодов B.C. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М. Издательский дом “Академия”. 2012 г.
Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника - Ростов-на-Дону, издательство “Феникс”, 2012г .