Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа п. Корнево», Багратионовского района, Калининградской области
238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326
e-mail: [email protected]
Рассмотрено на Методическом совете протокол №____ «__»________2018 г. | Согласовано зам. директора по УВР протокол № ____ «__»_________2018 г. | Утверждаю Директор школы __________В.А. Дворянов «___» __________ 2018г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «География»
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2018-2019 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – 68 ч. в год; 2 ч. в неделю.
Программа составлена на основе: Государственного образовательного стандарта основного общего образования, АООП ООО «СОШ п.Корнево», комплексной программы для общеобразовательных учреждений авторская программа по географии 6-10 кл. под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа), 2012.
Учебник - Дронов В.П., В.Я. Ром Учебник География России. Население и хозяйство. 9 класс.: учеб. Для общеобразоват. учреждений М. : Дрофа, 2016
Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна
учитель географии
первая квалификационная категория
2018
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся с ОВЗ составлена для основной общеобразовательной программы школы для 9 класса. МБОУ «СОШ .Корнево» составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего и среднего образования и примерной программы основного общего образования.
Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учётом новой Концепции географического образования. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий Земли.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по географии для общеобразовательных учреждений, под редакцией И.В. Душиной, 2012 г. Рабочая программа реализуется учебником География России. Население и хозяйство. 9 класс.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром.– 20-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 285, (3) с. : ил., карт.и конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Место курса «Географии» в учебном плане:
Согласно учебного плана школы для обязательного изучения географии в 9 классе отводится в неделю – 2 часа.
Программа автором рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
Планируемых практических работ – 12.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, связанных с задержкой психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.
Новизна программы
Новизна программы заключается в:
логике построения учебного материала, адаптированного для обучающихся с ОВЗ;
выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.
систематизировании занятий для прочного усвоения материала.
Создании специальных условий для успешной реализации программы обучения.
Наличием коррекционной составляющей освоении программы.
Цели обучения: Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.
В связи с этим определена цель обучения – формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности
. Важными коррекционными задачами курса географии являются:
1) развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
3) формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
4) развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
5) развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по географии вызывает большие затруднения у обучающихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей обучающихся с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь географии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта обучающихся. Для эффективного усвоения обучающимися с ОВЗ учебного материала по географии в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем; часть материала, изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.
Требования к уровню подготовки детей с ОВЗ (обучающиеся с ЗПР) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения.
Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по географии в основном звене и в силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
В связи с этим в календарно-тематическое планирование включается блок «Коррекционно-развивающая работа». В данном блоке указаны коррекционные задачи решаемые педагогом в процессе обучения, целью которых является на основе решения развивающих упражнений развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного.
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ являются:
сформированность психических процессов, необходимых для освоения АООП ООО (по результатам психологического мониторинга);
улучшение физического здоровья обучающихся (по результатам медицинского мониторинга);
успешное освоение всеми обучающимися АООП ООО (по результатам педагогического мониторинга);
а так же освоение детьми жизненно значимых компетенций:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Цели курса:
Главная цель курса «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине.
Задачи курса:
- Сформировать у обучающихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
- Сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
- Сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
- Продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;
- Продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «География» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств обучающихся. География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные обучающимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у обучающихся основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
-осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
-патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
-любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
-гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
-уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Планируемые результаты изучения географии.
В результате изучения данного предмета в 9 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации:
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государства;
-особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов:
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
- экологически неблагополучные районы России:
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России
Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религии отдельных народов.
Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»: «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Промежуточная итоговая аттестация проводится в виде теста.
Содержание учебного предмета
Введение. Что изучает социально-экономическая география России- 1 ч.
Общая часть курса. Место России в мире -4 ч.
Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение и границы России. ЭГП и ПГП России. Государственная территория России.
Входной контрольный срез.
Оценка ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве. Обозначение на контурной карте границы России, пограничные государства.
Население Российской Федерации – 5ч.
Население РФ. Исторические особенности заселения и освоения территории. Численность и естественный прирост населения РФ. Национальный состав населения России. Городское и сельское население. Миграции населения.
Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ. Составление прогнозов.
Определение плотности населения, доли городского и сельского населения. Сопоставление со средними показателями по стране.
Географические особенности экономики Российской Федерации – 4 ч.
Географические особенности экономики РФ. География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география- 2 ч.
Научный комплекс.
Машиностроительный комплекс (МСК) -2 ч.
Машиностроительный комплекс: роль, значение Факторы размещения МСК. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс.
Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) -3 ч.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Роль, значение, проблемы. Топливная промышленность. Электроэнергетика.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. (Печорский каменноугольный бассейн).
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества- 8 ч.
Комплексы конструкционных материалов и химических веществ. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий МК. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность
Характеристика металлургической базы страны.
Агропромышленный комплекс (АПК)- 4 ч.
Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК.
Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность.
Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Инфраструктурный комплекс – 4 ч.
Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания.
Районирование России. Общественная география крупных регионов- 1 ч.
Районирование России. Общественная география крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России.
Западный макрорегион – Европейская Россия – 1 ч.
Западный макрорегион – европейская Россия. Общая характеристика.
Центральная Россия- 4 ч.
Районы Центральной России. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. Центральная Россия. Состав, историческое изменение ГП. Общие проблемы.
Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный район.. Северо-Западный район-3 ч.
Особенности ЭГП и население. Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального региона.
Европейский Север- 2 ч.
Европейский Север. ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.
Определение обеспеченности Европейского Севера природными ресурсами. Прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства
Европейский Юг – Северный Кавказ- 2 ч.
Особенности географического и геополитического положения. Европейский Север. ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.
Выявлениеи анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Поволжье- 3 ч.
ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Экологические и водные проблемы.
Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Урал-4 ч.
География и проблемы современного хозяйства. ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.
Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных экономических районов России. Урал и Поволжье.
Восточный макрорегион – Азиатская Россия- 6 ч.
Общая характеристика. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Восточный макрорегион. Проблемы и перспективы развития экономики региона.
Западная Сибирь – нефтегазовый комплекс – основа хозяйства района.
Восточная Сибирь – ТЭК - основа хозяйства территории.
Дальний Восток. Особенности географического и геополитического района. Несоответствие площади территории и численности населения.
География Калининградской области- 5 ч.
Характеристика ЭГП Калининградской области. Промышленность и сельское хозяйство региона. Транспорт. Внешние экономические связи. Уровень жизни населения и социальная сфера. Историко-культурные объекты и рекреационное хозяйство.
Определение ЭГП и ПГП Калининградской области
Определение демографической ситуации Калининградской области с помощью статистических данных. Демографический прогноз.
Тематическое планирование, 9 класс,68 часов.
№ Урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Что изучает социально- экономическая география России? | 1 |
2 | Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ. | 1 |
3 | Экономико- и транспортно- географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Границы России. | 1 |
4 | Государственная территория России. | 1 |
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | 1 |
6 | Численность и естественный прирост населения России.Национальный состав населения России. | 1 |
7 | Миграции населения. | 1 |
8 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1 |
9 | Обобщение по теме: «Население Российской Федерации». | 1 |
10 | География основных типов экономики на территории России. | 1 |
11 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | 1 |
12 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. | 1 |
13 | Перспективы развития России. | 1 |
14 | Научный комплекс. | 1 |
15 | Обобщающее повторение за триместр | 1 |
16 | Роль, значение .Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. | 1 |
17 | Военно-промышленный комплекс (ВПК). | 1 |
18 | Роль, значение и проблемы ТЭК. | 1 |
19 | Топливная промышленность. | 1 |
20 | Электроэнергетика. | 1 |
21 | Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. | 1 |
22 | Металлургический комплекс | 1 |
23 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия. | 1 |
24 | Цветная металлургия. | 1 |
25 | Промежуточная контрольная работа | 1 |
26 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. | 1 |
27 | Факторы размещения химических предприятий | 1 |
28 | Лесная промышленность. | 1 |
29 | Состав и значение АПК. | 1 |
30 | Земледелие и животноводство. | 1 |
31 | Пищевая и лёгкая промышленность. | 1 |
32 | Обобщающий урок по теме:«Межотраслевые комплексы» | 1 |
33 | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. | 1 |
34 | Транспортный комплекс. Сухопутный транспорт. | 1 |
35 | Виды транспорта: водный, авиационный, трубопроводный. Транспортные узлы. | 1 |
36 | Связь. Сфера обслуживания. | 1 |
37 | Районирование России. | 1 |
38 | Западный макрорегион - европейская Россия. Общая характеристика. | 1 |
39 | Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. | 1 |
40 | Население и главные черты хозяйства. | 1 |
41 | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. | 1 |
42 | Географические особенности областей Центрального района. | 1 |
43 | Волго-Вятский район. | 1 |
44 | Центрально-Черноземный район. | 1 |
45 | Северо-западный район. | 1 |
46 | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера. | 1 |
47 | Население и хозяйство Европейского Севера. | 1 |
48 | Географическое положение, природные условия и ресурсыСеверного Кавказа. | 1 |
49 | Население и хозяйство Северного Кавказа. | 1 |
50 | Географическое положение, природные условия и .ресурсы Поволжья. | 1 |
51 | Население и хозяйство Поволжья. | 1 |
52 | Проблемы Поволжья. | 1 |
53 | Географическое положение Урала. | 1 |
54 | Природные условия и ресурсыУрала. | 1 |
55 | Население и хозяйство Урала. | 1 |
56 | Сравнительная характеристика хозяйств Урала и Поволжья. | 1 |
57 | Общая характеристика азиатской части России. | 1 |
58 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | 1 |
59 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
60 | Западная Сибирь. | 1 |
61 | Восточная Сибирь. | 1 |
62 | Дальний Восток. | 1 |
63 | Калининградская область. Особенности ЭГП. Население Калининградской области. | 1 |
64 | Структура хозяйства Калининградской области. | 1 |
65 | Экологические, демографические, социально-экономические проблемы области. | 1 |
66 | Контрольно-обобщающее повторение по теме: «География Калининградской области» | 1 |
67 | Итоговая промежуточная аттестация | 1 |
68 | Анализ работ | 1 |