ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
(руководитель службы психолого-педагогического сопровождения)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога (руководителя службы психолого-педагогического сопровождения) его обязанности могут быть возложены на других работников службы психолого-педагогического сопровождения или заместителя директора (социальная защита). Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) должен, как правило, иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) подчиняется непосредственно заместителю директора (социальная защита).
1.4. Педагогу-психологу (руководителю службы психолого-педагогического сопровождения) непосредственно подчиняются работники службы психолого-педагогического сопровождения.
1.4. Педагог-психолог(руководителю службы психолого-педагогического сопровождения) должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Декларацию прав и свобод человека;
- Конвенцию о правах ребенка;
- нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;
- общую психологию;
- педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
- методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
- современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- режим работы школы;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. В своей деятельности педагог-психолог (руководителю службы психолого-педагогического сопровождения) должен руководствоваться:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Семейным кодексом РФ;
- указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- Уставом, Положением о службе психолого-педагогического сопровождения и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
Педагог-психолог (руководителю службы психолого-педагогического сопровождения) должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка.
2. ФУНКЦИИ
Основными функциями, выполняемыми педагогом-психологом (руководителем службы психолого-педагогического сопровождения), являются:
2.1. изучение состояние психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе;
2.2. осуществление информационного обеспечения работников службы психолого-педагогического сопровождения;
2.3. организация контроля и анализа результатов деятельности работников службы психолого-педагогического сопровождения;
2.4. анализ эффективности деятельности службы психолого-педагогического сопровождения;
2.4. установление сотрудничества с органами психолого-педагогического сопровождения;
2.5. содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
- работу службы психолого-педагогического сопровождения;
- перспективные возможности службы психолого-педагогического сопровождения;
- психологические аспекты хода и развития проектов и программ функционирования и развития школы;
- эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности учащихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы;
3.2. прогнозирует:
- психологические аспекты последствия запланированных проектов и программ функционирования и развития школы;
- результаты деятельности службы психолого-педагогического сопровождения;
3.3. планирует и организует:
- работу службы психолого-педагогического сопровождения;
- мероприятия по повышению профессиональной компетентности работников школы по вопросам психолого-педагогического сопровождения;
- сбор и накопление информации о личностных особенностях обучающихся и сотрудников школы;
- систему внешних связей школы, необходимых для успешной работы службы психолого-педагогического сопровождения;
- психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса;
- систему занятий работников школы по повышению их психологической компетентности;
3.4. координирует:
- совместную деятельность субъектов образовательного процесса по вопросам психолого-педагогического сопровождения;
- деятельность работников службы психолого-педагогического сопровождения и классных руководителей по изучению личностных качеств и психологических особенностей обучающихся;
3.5. контролирует:
- деятельность работников службы психолого-педагогического сопровождения;
- выполнение планов и программ психолого-педагогического сопровождения;
3.6. корректирует:
- ход реализации проектов и программ психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса;
- деятельность работников службы психолого-педагогического сопровождения;
3.7. разрабатывает:
- методические рекомендации по учету личностных особенностей учащихся в процессе психолого-педагогического сопровождения;
- документы, регламентирующие деятельность службы психолого-педагогического сопровождения;
- отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов;
3.8. консультирует:
- обучающихся, их родителей (законных представителей) и работников школы по конкретным межличностным проблемам;
- лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой, по вопросам межличностного общения;
3.9. обеспечивает:
- деятельность службы психолого-педагогического сопровождения;
- психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса;
- систему работы по формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), работников школы;
- повышение компетентности педагогических работников в вопросах конфликтологии;
- организацию психологической диагностики; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
- организацию работы по психологической поддержке учащихся, имеющих различные способности;
- организацию работы по формированию психологической культуры учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических сотрудников;
- организацию диагностической, психокоррекционной реабилитационной, консультативной работы, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;
- организацию работы по составлению психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития учащихся;
- охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
- выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности;
- ведение документацию по установленной форме, используя ее по назначению;
3.10. проходит:
- обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
- обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим;
- раз в пять лет обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности (при отсутствии квалификационной категории);
- повышение квалификации по решению аттестационной комиссии.
4. ПРАВА
Педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. присутствовать:
- на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога не позднее, чем накануне (без права входить в помещение после начала мероприятия и делать педагогу замечания);
4.2. выбирать:
- и использовать в своей работе методики диагностики, пособия и материалы, утвержденные в школе;
4.3. привлекать:
- к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.4. принимать участие:
- в разработке локальных актов школы;
- в разработке, реализации и корректировке программ образовательной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся;
- в ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам психолого-педагогического сопровождения;
- в принятии решений Педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления;
4.5. вносить предложения:
- о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами психолого-педагогического сопровождения;
- о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ психолого-педагогического сопровождения;
4.6. устанавливать от имени школы:
- деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать деятельности и развитию службы психолого-педагогического сопровождения;
4.7. запрашивать:
- для контроля и внесения корректив документацию работников службы, классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам психолого-педагогического сопровождения;
- у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.8. приглашать:
- от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об особенностях психофизического развития их детей;
- работников школы для информирования их о личностных особенностях учащихся;
4.9. контролировать и оценивать:
- деятельность работников службы психолого-педагогического сопровождения;
- ход и результаты проектов и программ психолого-педагогического сопровождения;
- уровень психологического комфорта субъектов образовательного процесса;
4.10. требовать:
- от работников службы психолого-педагогического сопровождения соблюдения норм и требований профессиональной этики;
- приостановки тех проектов и программ психолого-педагогического сопровождения, которые чреваты отрицательным влиянием на психику учащихся, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий;
- от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся;
4.11. повышать:
- свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Педагог-психолог (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения):
6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль под руководством своего непосредственного руководителя. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;
6.4. получает от непосредственного руководителя и директора школы информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с работниками службы психолого-педагогического сопровождения, педагогическими работниками и заместителями директора школы;
6.6. информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса;
6.7. исполняет обязанности работников службы психолого-педагогического сопровождения, заместителя директора школы (социальная защита) в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора.
Примечания:
1. Название должности «Педагог-психолог» соответствует названию должности в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» и в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости». Именно эта должность и должна быть вписана в трудовую книжку сотрудника.
Уточнение названия должности в скобках (руководитель службы психолого-педагогического сопровождения) соответствует основным трудовым функциям конкретного работника, и его можно вписать в трудовую книжку именно в скобках.
2. Должность «Педагог-психолог» относится к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008г. № 216н).