«Алгоритмизация и программирование»
10 класс
Пояснительная записка
В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т.е. в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение элективных курсов. Элективный курс "Исследование информационных моделей" рекомендован Министерством образования и Национальным фондом подготовки кадров.
Состав учебно-методического комплекса. Учебный и программно-методический комплекс (УПМК) по элективному курсу «Исследование информационных моделей» в старшей школе включает в себя:
1. Исследование информационных моделей. Учебное пособие для 10-11 классов. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004-2008;
2. Model-CD. Компьютерный практикум на MODEL-CD. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004-2008.
Учебное пособие содержит необходимый теоретический материал по построению и исследованию информационных моделей с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и электронных таблиц Microsoft Excel илиOpenOffice Calc.
Компьютерный практикум на Model-CD обеспечивает необходимую программную и методическую поддержку курса как при работе на локальном компьютере, так и в локальной сети. MODEL-CD, имеющий удобный Web-интерфейс, содержит программное обеспечение, необходимое для реализации компьютерного практикума, а именно свободно распространяемые версии объектно-ориентированных систем программирования Visual Basic и Delphi, а также интегрированное офисное приложение OpenOffice Calc, содержащее электронные таблицыCalc.
Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов на языках программирования и в электронных таблицах.
Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. В учебном пособии содержатся указания по их выполнению, а на MODEL-CD хранятся готовые проекты на языках объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и файлы электронных таблиц.
Индивидуализация обучения. Учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий (122 задания) разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в учебном пособии. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект на языке объектно-ориентированного программирования или в электронных таблицах, но и полученные с его помощью результаты компьютерного эксперимента по исследованию модели.
Организация учебного процесса. Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете и может быть использован для самостоятельного обучения, т.к. содержит подробные (по шагам) инструкции по выполнению практических работ, а также готовые проекты ко всем заданиям на MODEL-CD.
Количество часов в неделю: 1 часа в неделю, всего 35 учебных часов.
Образовательная область: «Информатика».
Цель курса: научить учащихся:
строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика);
на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования VisualBasic и Delphi, а также электронных таблиц Microsoft Excel и OpenOffice Calc;
проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.
Основы объектно-ориентированного программирования – 35 часов
Объекты: свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры. Операторы ветвления, выбора и цикла. Основные типы данных: переменные и массивы. Функции.
Интегрированные среды разработки систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi. Визуальное конструирование графического интерфейса. Форма и управляющие элементы.
Требования к знаниям и умениям учащихся
уметь создавать информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (математики, физики, химии, биологии, экономики и др.);
уметь создавать компьютерные модели с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и электронных таблиц Microsoft Excel или StarOffice Calc (OpenOffice Calc);
уметь проводить виртуальные эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты.
Тематическое планирование курса
Примерное тематическое планирование рассчитано:
на 35 учебных часов в урочной форме
на преподавание в 10 классах из расчета 1 учебный час в урочной форме
В планировании тема разбиты на 14 подтем (группы уроков), в каждой из которых выделены часы на теорию и компьютерный практикум.
Теория | Компьютерный практикум |
10 класс, 1 полугодие (16 часов) |
Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic |
1. Основы объектно-ориентированного визуального программирования: Объекты: свойства, методы и события. Графический интерфейс и событийные процедуры. Общие процедуры. | | 1 |
2. Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic: Интегрированная среда разработки языка программирования Visual Basic. Этапы разработки проектов на языке Visual Basic. Создание первого проекта «Обычный калькулятор». | 1. Проект «Обычный калькулятор». 2. Проект-задание «Расположение формы и управляющих элементов». | 2 |
3. Переменные в языке программирования VisualBasic. | 3. Проект «Переменные». 4. Проект-задание «Переменные_2». | 1 |
4. Функции в языке программирования Visual Basic: Функции преобразования типов данных. Математические функции. Строковые функции. Функции ввода и вывода данных. | 5. Проект «Перевод чисел». 6. Проект-задание «Мультисистемныйкалькулятор». 7. Проект «Инженерный калькулятор». 8. Проект-задание «Треугольник». 9. Проект «Строковый калькулятор». 10. Проект-задание «Строковый калькулятор_2». 11. Проект «Проверка знаний». 12. Проект-задание «Игра Баше». | 3 |
5. Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке Visual Basic: Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». | 13. Проект-задание «Поиск большего из двух чисел». 14. Проект «Отметка». 15. Проект-задание «Тест с выборочным ответом». 16. Проект «Коды символов». 17. Проект-задание «Факториал», 18. Проект «Количество символов». 19. Проект-задание «Слово-перевертыш». | 3 |
6. Графические возможности языка программирования Visual Basic. | 20. Проект «Построение графика функции». 21. Проект-задание «График функции_2». 22. Проект-задание «Графический редактор». 23. Проект-задание «Установка цвета». | 3 |
7. Массивы в языке программирования Visual Basic: Числовые массивы: заполнение и поиск. Сортировка числовых массивов. Двумерные массивы и вложенные циклы. | 24. Проект «Поиск минимального элемента в числовом массиве». 25. Проект-задание «Поиск максимального элемента в числовом массиве». 26. Проект «Сортировка числового массива по возрастанию». 27. Проект-задание «Сортировка числового массива по убыванию». 28. Проект «Таблица умножения» 29. Проект-задание «Развертка». | 3 |
Контроль знаний и умений: Защита зачетной практической работы | | |
ВСЕГО ЧАСОВ: | | 16 |
Учебное пособие: Глава 1. Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic. | MODEL-CD: Указания по разработке проектов и готовые проекты. |
Установить с MODEL-CD: |
10 класс, 2 полугодие (19 часов) |
Основы объектно-ориентированного программирования на языке Delphi |
8. Основы объектно-ориентированного визуального программирования: Объекты: свойства, методы и события. Графический интерфейс и событийные процедуры. Общие процедуры. | | 1 |
9. Система объектно-ориентированного программирования Delphi: Интегрированная среда разработки языка программирования Delphi. Этапы разработки проектов на языке Delphi. Создание первого проекта «Обычный калькулятор». | 30. Проект «Обычный калькулятор». 31. Проект-задание «Расположение формы и управляющих элементов». | 2 |
10. Переменные в языке программирования Delphi. | 32. Проект «Переменные». 33. Проект-задание «Переменные_2». | 1 |
11. Функции в языке программирования Delphi: Функции преобразования типов данных. Математические функции. Строковые функции. Функции ввода и вывода данных. | 34. Проект «Перевод чисел». 6. Проект-задание «Мультисистемныйкалькулятор». 35. Проект «Инженерный калькулятор». 36. Проект-задание «Треугольник». 37. Проект «Строковый калькулятор». 38. Проект-задание «Строковый калькулятор_2». 39. Проект «Проверка знаний». 40. Проект-задание «Игра Баше». | 3 |
12. Основные типы алгоритмических структур и их кодирование на языке Delphi: Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». | 41. Проект-задание «Поиск большего из двух чисел». 42. Проект «Отметка». 43. Проект-задание «Тест с выборочным ответом». 44. Проект «Коды символов». 45. Проект-задание «Факториал», 46. Проект «Количество символов». 47. Проект-задание «Слово-перевертыш». | 4 |
13. Графические возможности языка программирования Delphi. | 48. Проект «Построение графика функции». 49. Проект-задание «График функции_2». 50. Проект-задание «Графический редактор». 51. Проект-задание «Установка цвета». | 3 |
14. Массивы в языке программирования Delphi: Числовые массивы: заполнение и поиск. Сортировка числовых массивов. | 52. Проект «Поиск минимального элемента в числовом массиве». 53. Проект-задание «Поиск максимального элемента в числовом массиве». 54. Проект «Сортировка числового массива по возрастанию». 55. Проект-задание «Сортировка числового массива по убыванию». | 4 |
Контроль знаний и умений: Защита зачетной практической работы | | 1 |
ВСЕГО ЧАСОВ: | | 19 |
Учебное пособие: Глава 2. Основы объектно-ориентированного программирования на языке Delphi. | MODEL-CD: Указания по разработке проектов и готовые проекты. |
Установить с MODEL-CD: |