Эссе - размышление на тему: «Идеальный урок музыки в моем представлении»
Подготовила: учитель музыки высшей квалификационной категории МАОУ гимназии № 4 Земенкова Елена Павловна
2022 г.
Какая музыка была, какая музыка звучала!
Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром, и хлеб считать благодеяньем
Страданье вылечить страданьем, а душу – дружеским теплом… Ю. Визбор
Как часто это бывает, ищем счастье, мечтаем о чем-то иллюзорном, несбыточном, а находим его, казалось бы, в обыденном. Кто - то в своей семье, детях, кто - то в любимой работе.
Музыка сопровождает меня с первых шагов по жизни. Напев маминой колыбельной, в детском саду игра музыкального руководителя на аккордеоне. Вообщем, так захотелось мне научиться играть на аккордеоне, но, увы, мечте моей не было дано осуществиться, так как в городе, где я жила в музыкальной школе не преподавали данный инструмент. И было решено идти обучаться на фортепиано. Тогда же я и решила, что стану учителем музыки.
Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок музыки - постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем. Чтобы воспитывать, необходимо создавать на уроках атмосферу увлечённости, заинтересованности; словом, музыка должна завоевать души школьников.
Урок музыки родственен театральному спектаклю: учитель выступает в роли режиссёра, а дети - актёры. Создавая урок, учитель всегда задумывается о его значимости, разрабатывает сценарии, мизансцены, планирует кульминацию. И уроки становятся очень похожими на театральный спектакль, где очевидна близость труда учителя и актёра, режиссёра и исполнителя, и эта близость не нуждается в доказательствах.
Сам по себе урок музыки должен быть соткан из эмоций, настроений и чувств. А вот его создание - сугубо личностное.
Общение с музыкой всегда направлено на воспитание ребёнка, раскрытие его духовного потенциала, нравственное совершенствование, очищение, просветление его души. И личность учителя играет особую роль в преподавании музыки в школе. Поэтому современный учитель музыки стремится найти свои, особые принципы, методы и приёмы, которые могли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство.
Без внутреннего горения, без озарённости идеей урока лучше не приходить к детям. Но как сделать творческое вдохновение педагога творческим вдохновением учеников? Конечно, это проблема.
Сегодня вопрос о педагогическом творчестве учителя музыки зависит от педагогической направленности личности педагога, способности к педагогической деятельности и от его профессиональных знаний, умений.
С педагогической практикой приходит опыт. Сама жизнь, ученики заставляют совершенствовать формы работы, методы воздействия на ребёнка через искусство, овладевать теорией.
Необходимо, чтобы учёба в школе была направлена на развитие личности детей, способствовала их самораскрытию.
Как важно, чтобы учитель всегда помнил, что он формирует человека!
Ведь наш урок обращён к душе ученика, и потому в нем присутствует многообразие форм. Каждый урок - поиск. Уроки должны быть жизненными, не похожими друг на друга. В чем смысл уроков музыки в общеобразовательной школе при одночасовом занятии в неделю? Что можно сделать за это время, и что нужно делать на этих уроках, занимаясь с детьми, у которых не выработан музыкальный слух, отсутствуют вокальные данные? Какое место должен занимать данный урок и какие задачи выполнять?
Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это душа.
Как
Разбудить в наших детях интерес к самим себе?
Объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах?
Заставить «душу трудиться»?
Сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - единственной, необходимой частью жизни?
Современный педагог - музыкант, осознающий ответственность перед учениками, которым предназначена судьба хранителей и созидателей музыкальной культуры нового века, неизбежно приходит к мыслям о путях развития творческих способностей детей.
Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от учителя, от его личности, увлечённости, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определённые ситуации.
Я даю детям возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние творческие задания также способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б. Окуджавы:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Именно так и происходит процесс творчества.
Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное - задуматься над проблемами художественного процесса общения в совместной музыкально - творческой деятельности учителя и учеников. Совместная музыкально - творческая деятельность учителя и ученика – это стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально - творческого общения.
Прежде, чем идти в класс, надо постараться расширить своё духовное пространство.
Если я ставлю целью воспитание у учащихся творческого начала, а сама боюсь отступить от заданной нормы, пойму ли я ученика творческого? Ведь творчество - это уже отступление от нормы. За кем идут дети? За каким учителем? Вероятно за тем, с кем интересно и от кого не хочется уходить. За тем, кто в общении видит и слышит ребёнка и помогает ответить ему на вопросы, кто сам не боится сделать шаг в незнаемое?
Д.Кабалевский представил не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя, который «…должен любить музыку как живое искусство, ему приносящее радость. Учитель должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, что не любишь сам. Надо увлечь их тем, чем сам увлечён».