Боровикова Л.А., директор
МБОУ «Астыровская СОШ»
ИОМ как фактор повышения качества образования обучающихся с разными образовательными результатами.
Актуальным стало внедрение управленческого проекта «Профилактика школьной неуспешности», целью которого является организация педагогического сопровождения обучающихся для профилактики школьной неуспешности. Мы поставили перед собой следующие задачи: изучить современные образовательные технологии и эффективные приемы обучения, представленные педагогам в рамках ЕМД ИРООО, активизировать их применение в своей деятельности; совершенствовать умение формирующего и итогового оценивания; формировать навыки читательской грамотности; создавать и реализовывать на практике индивидуальные образовательные маршруты развития ребенка. Работа проводилась в 3 этапа. Аналитический этап проводился в осенние сроки в МБОУ «Астыровская СОШ». Проведённые Всероссийские проверочные работы в 5 - 9 классах показали уровень общеобразовательной подготовки и качества образования обучающихся соответствии с требованиями ФГОС ООО. Мы решили начать работу с 5 класса. Анализируя выполнение работ по русскому языку, математике и окружающему миру обучающимися 5 класса, были выявлены определены проблемные поля и список дефицитов планируемых результатов в разрезе для каждого обучающегося по русскому языку, математике и окружающему миру (приложение №4).
В коллективе была сформирована творческая группа педагогов, работающая в 5 классе, поставлены цели и разработан план действий, направленный на проработку типичных ошибок в освоении учебных предметов, определение задач методической работы по повышению эффективности и качества образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году. Созданы индивидуальные листы затруднений для слабоуспевающих детей 5 класса по предметам. На основании работы, проделанной каждым участников проекта, были сформированы группы детей с похожими затруднениями, внесены коррективы в рабочие программы (пометки в рабочих программах - типичные ошибки по темам). Создан реестр затруднений метапредметного типа каждого слабоуспевающего учащегося, на основании которого объединили ребят в группы и на внеурочной деятельности.
На втором организационно-методическом и обучающем этапе велась работа методической группы школы по созданию организационно-правовой основы работы со слабоуспевающими учащимися. Создана нормативно-правовая база для решения поставленных задач. Принято «Положение об индивидуальном образовательном маршруте обучающегося».
Индивидуальный образовательный маршрут – это особый метод индивидуального обучения, используемый как для развития одарённости детей так и для слабоуспевающих с низкой учебной мотивацией, отстающих по какой либо теме или для детей с ослабленным здоровьем, быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью для ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.
Коллектив решил составить ИОМы для слабоуспевающих детей.
Педагоги составили ИОМы по русскому языку, математике, биологии.
Структура ИОМа представлена на слайде и состоит из следующих компонентов: тема, планируемый результат, источник информации, вид работы, сроки, вид контроля, самооценка и оценка учителя.
Пример ИОМ:
ученика 6 класса Кудрявцева Арсения
Учитель: Котова И.Н.
Цель: ликвидация пробелов по русскому языку
Тема | Планируемые результаты | Источник информации | Вид работы | Сроки | Вид контроля | Самооценка | Оценка учителя |
С ИОМ учителя ознакомлены классный руководитель и родитель обучающегося, что позволяет и родителю видеть образовательный маршрут и соответственно контролировать путь продвижения ребёнка и при необходимости помогать. Таким образом, и учитель, и родители и классный руководитель выступают в роли тьютора в образовательном процессе.
Наш алгоритм введения ИОМ:
Учитель беседует с детьми, классный руководитель беседует с родителями, объясняя суть ИОМ.
Учитель определяет тему, планируемый результат, источник информации, вид работы, сроки, вид контроля.
Ученик постепенно продвигается по ИОМ.
Завершение прохождения ИОМ – самооценкой ученика и оценкой учителем. Учитель оценивает не только знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
Родители (ознакомлены)__________
Классный руководитель__________
Учитель ________________________
На обучающем этапе по индивидуальному образовательному маршруту учитель предлагает ученику и родителям темы для ликвидации пробелов, указывает какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, способы работы, формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка. В результате ликвидации пробелов в знаниях ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей и обучающегося.
На методических оперативках по мере внедрения ИОМ в практику наши педагоги делились промежуточными результатами. В процессе дискуссий определён выбор методик, технологий и техник по отработке проблемных вопросов с использованием рекомендаций ЕМД ИРООО.
Создан банк приемов и методов по ликвидации пробелов в знаниях: автор, вопрос – ответ, работа в парах, кроссворд, создание помощника для проверки, минутные заметки, цветные поля, успешный ребёнок, повторение с расширением, холодный обзвон, фантастический сюжет. Фрагменты видеоуроков учителей МБОУ «Астыровская СОШ»
ФИО | Используемые методики | Видеофрагменты |
Ушакова А.Г. | «Работа в парах», «Вопрос-ответ» «Кроссворд» | Урок литературы в 5 классе по теме «Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» |
Хомченко Г.Ф. | «Вопрос-ответ», «Верные-неверные утверждения» | Урок истории в 5 классе «Театр в Греции» |
«Вопрос-ответ» | 5 класс, урок истории "Государство Спарта" |
Котова И.Н. | «Создание помощника для проверки работы», «Цветные поля» | Урок русского языка в 5 классе по теме «Синтаксический разбор простого предложения |
ИОМ, «Минутные заметки», «Цветные поля», «Работа в паре», «Повторение с одновременным контролем», «Верные-неверные утверждения», «Повторение с расширением» | 5 класс, урок русского языка "Словосочетание.Предложение" |
Котова Е.В. | «Работа в парах», «Оценка работ по критериям» | 5 класс, урок биологии «Царство грибов» |
Ткачева Н.И. | ИОМ | 5 класс, урок математики "Сложение и вычитание дробей" |
На третьем оценочно-рефлексивном этапе подведены первые итоги проектной деятельности. В результате работы по индивидуальным образовательным маршрутами заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. ВПР обучающиеся 5 класса по русскому языку, математике и биологии выполнили успешнее, чем в осенние сроки. Планируется провести анализ эффективности деятельности со слабоуспевающими учащимися при проведении промежуточной аттестации обучающихся. На основе результатов ВПР и промежуточной аттестации обучающихся потребуется корректировка ИОМ и дальнейшая работа по учебным предметам, но уже в 6 классе. В результате совместной деятельности будет проведена оценка динамики успеваемости каждого обучающегося в части сформированности планируемых результатов по конкретным учебным предметам, создан банк практических наработок педагогов, КИМы для проведения текущей оценки обучающихся, подготовлена аналитическая справка, в которой указана положительная динамика по преодолению обучающимися неуспешности в учении.
Обеспечение в школе реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.