МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.О. КРАСНОГОРСК
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Трошина М.С. «28» августа 2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______________ Брянцева О.Н. Приказ №___ от 28 августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
9 А,Б,В,Г класс
на 2020 – 2021 учебный год
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей физической культуры и ОБЖ Руководитель ШМО _____________/Маралян А.В. / Протокол заседания ШМО № 1 от .27.08.2020 г | Составитель /разработчик программы Щербакова Наталья Сергеевна учитель ОБЖ, без категории |
КРАСНОГОРСК, 2020 г.
Ⅰ .Планируемые результаты
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Ⅱ. Содержание учебного предмета
Раздел программы | Содержание |
Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА |
Национальная безопасность России в мировом сообществе | Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. |
Современный комплекс проблем безопасности социального характера | Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. |
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. |
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. |
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании. |
Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ |
Основы здорового образа жизни | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи. Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ. |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ. |
Ⅲ Календарно-тематическое планирование
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часов в год ( 1 час в неделю).
№ п/п | Тема занятия | |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Формирование культуры безопасности жизнедеятельности | 2.09 – 6.09 | |
2 | Россия в мировом сообществе и национальная безопасность | 09.09-13.09 | |
3 | Национальные интересы России | 16.09-20.09 | |
4 | Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения ее безопасности | 23.09-27.09 | |
5 | Организация обороны Российской Федерации | 30.09-04.10 | |
6 | Правовые основы обороны государства и воинской обязанности | 14.10-18.10 | |
7 | МЧС России- федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны и ЧС | 21.10-25.10 | |
8 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структура и задачи | 28.10-01.11 | |
9 | Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности | 04.11-08.11 | |
10 | Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны | 11.11-15.11 | |
11 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 25.11-29.11 | |
12 | Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени | 02.12-06.12 | |
13 | Защитные сооружения гражданской обороны | 09.12-13.12 | |
14 | Чрезвычайные ситуации мирного времени | 16.12-20.12 | |
15 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | 23.12-27.12 | |
16 | Терроризм и безопасность человека | 09.01-10.01 | |
17 | Международный терроризм и безопасность России | 13.01-17.01 | |
18 | Понятие о здоровье | 20.01-24.01 | |
19 | Повторительно-обобщающий урок | 27.01-31.01 | |
20 | Табакокурение и его вред | 03.02-07.02 | |
21 | Алкоголь и его вред | 10.02-14.02 | |
22 | Наркотики и их вред | 24.02-28.02 | |
23 | Повторительно-обобщающий урок | 02.03-06.03 | |
24 | Рациональное питание | 09.03-13.03 | |
25 | Основы подбора продуктов питания | 16.03-20.03 | |
26 | Советы, как выбрать безопасные продукты | 23.03-27.03 | |
27 | Гигиена одежды | 30.03-03.04 | |
28 | Занятия физической культурой | 13.04-17.04 | |
29 | Туризм как вид активного отдыха | 20.04-24.04 | |
30 | Повторительно-обобщающий урок | 27.04-01.05 | |
31 | Рекомендации специалистов МЧС на действия в ЧС | 04.05-08.05 | |
32 | Правила оказания первой помощи | 11.05-15.05 | |
33 | П/Р № 1 «Правила оказания первой помощи при разных видах травм и кровотечений» | 18.05-22.05 | |
34 | П/Р № 2 «Проведение приемов реанимации» | 25.05-29.05 | |
ВСЕГО: 34 часа