Тема «Основные средства связи»
Цель: знакомство с основными средствами связи – почтой, телефоном, интернетом.
Задачи:
- познакомить учащихся с назначением основных средств связи - почтой, телефоном, интернетом.
- совершенствование навыков чтения и письма.
- формировать умения пользоваться основными услугами средств связи – почтой, телефоном, телеграфом.
- развитие каллиграфии и орфографии.
- воспитывать культуру общения.
Оборудование: телефонные справочники, телефонный аппарат, мобильный телефон, конверты с письмами, бандероли, рабочие тетради, карточки с заданиями.
Ход урока
Организация класса и рабочих мест учащихся.
Проверка готовности к уроку учащихся и их рабочих мест.
II. Актуализация знаний.
- Как и с помощью чего люди общаются друг с другом?
- Для чего необходимо общение на расстоянии?
III. Сообщение темы урока
- Мы с вами познакомимся с основными средствами связи– почтой, телефоном, интернетом; узнаем о том, как пользоваться основными услугами средств связи; поговорим о культуре общения.
- А также научимся правильно подписывать конверт.
IV. Объяснение нового материала .
- Что такое средства связи? Как поддерживают связь между собой люди, живущие далеко друг от друга?
Итак, основные средства связи:
почта;
телефон;
сотовый телефон;
компьютер.
-Что такое учреждения связи? (Почта, телеграф, междугородный переговорный пункт.)
-Во всех городах и многих поселках работает почта. Почтой можно послать письма, открытки, бандероли, денежные переводы. На почте можно оформить подписку на газеты и журналы, а также оплатить коммунальные услуги. Телеграфом отправляют простые и срочные телеграммы. По телефону можно поговорить с друзьями и родственниками, которые находятся в другом городе. Позвонить можно и с квартирного телефона, а можно сходить на почту или междугородный переговорный пункт.
Итак, первое средство связи почта:
- Назовите виды почтовых отправлений:
* письмо;
* бандероль;
* посылка;
- Какие ещё услуги оказывает почта?
приём и оплата денежных переводов;
приём подписки;
выплата пенсии;
Отправление по почте письма (загадка)
Оно само никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти —
Оно пробежит, пролетит, проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно ему увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги объедет мир
Заклеенный пассажир...
(С. Маршак)
— Вы написали своему другу письмо, и теперь его нужно отправить по адресу, где проживает друг. Как правильно это сделать? Где взять конверт? Что необходимо сделать дальше? (Положить письмо в конверт, написать на нем адрес своего друга и свой адрес.)
— Что ещё кроме адреса мы пишем на конверте? (Индекс.) Для чего он нужен?
Почтовый индекс — это код (цифровой знак) населенного пункта (города, села). Он состоит из шести цифр и указывается на конверте в определенном месте. У каждого населенного пункта свой индекс. Какой индекс нашего села?
Формирование умений и навыков. заполнение конвертов (у каждого — памятка).
Памятка для заполнения конверта
Рассмотреть конверт, найти место адреса получателя, отправителя.
Написать фамилию и имя получателя, его адрес.
Написать индекс по образцу.
Написать по образцу адрес отправителя.
Аккуратно сложить письмо, положить его в конверт.
Проверить, правильно ли подписан конверт, заклеить его.
Опустить письмо в ближайший почтовый ящик.
Словарная работа:
адресат – тот, кому отправляют письмо;
отправитель – тот, кто отправил письмо;
кому – наименование адресата (для физических лиц фамилия, имя, отчество);
куда – адрес: наименование улицы, номер дома, номер квартиры, название населённого пункта (города, посёлка, деревни), области, края, автономной области (округа), республики;
почтовый индекс.
Отправление по почте бандероли.
— Что такое бандероль? Это небольшая посылка до одного килограмма. Бандеролью можно отправить книги, конфеты, игрушки и другие небольшие предметы. Чтобы отправить бандероль, нужно пойти на почту. Там взвесят твою вещь на весах и скажут, можно ли ее отправить бандеролью. Почтовый работник завернет бандероль в бумагу и покажет, где написать адрес. Адрес на бандероли пишется так же, как и на конверте. Потом ты заплатишь деньги за пересылку бандероли и получишь квитанцию, которую нужно сохранить.
Работа почтальона.
Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Это он, это он…
— Люди, каких профессий работают на почте? Что входит в их обязанности?
Почтальоны разносят письма, доставляют телеграммы, газеты.
Телефонистки соединяют по телефону людей из разных городов.
Почтовые работники продают конверты, марки, открытки, оформляют подписку на газеты и журналы, принимают и выдают посылки, заказные письма и бандероли.
круг».
V. Закрепление.
- Мы с вами вспомнили об основных средствах связи и поговорили об их назначении. Для того, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам выполнить задание. (заполнение таблицы)
Основные средства связи.
Средства связи | Конверт | Сообщение | Телефонный аппарат |
Почта | | | |
Телефон | | | |
Интернет | | | |
Выполнение творческого задания.
Разгадывание кроссворда:
Его отправляют в конверте друзьям. (Письмо)
Что написано на конверте? (Адрес)
Устройство для разговора на далекое расстояние. (Телефон)
Самое современное средство связи. (Интернет)
VI. Подведение итогов.
— О чем шла речь на уроке?
—Для чего человеку средства связи?
Дополнительная информация «Это интересно»
Долгое время почты вообще не существовало. Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Султане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился ребенок?
Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, все дальше посылали в путь гонцов. К тому времени гонцы уже стали постоянными, а звали их теперь ямщиками.
Во многих странах еще раньше существовала голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он доставлял его адресату.