УПВ.03. Биология
.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по учебному предмету УПВ.03. Биология разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Организация – разработчик: Прибрежненский аграрный колледж (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Османова Э.А., - преподаватель общеобразовательных дисциплин первой квалификационной категории
Протокол № ______ от «______» _______________ 20____г.
Председатель _______________________ А.А. Дьяволова
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
ã Османова Э.А., 2021 г.
Клеточная теория. Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого.
Клетка прокариот и эукариот, одноклеточных и многоклеточных организмов.
Химический состав клетки. Вода, особенности строения ее молекул и роль в клетке.
Органические вещества в клетке. Углеводы и липиды, особенности строения их молекулы в связи с функциями.
Белки, особенности строения молекул белка. Разнообразие белков, их многофункциональность. Ферменты.
Нуклеиновые кислоты, особенности строения молекул и роль различных видов нуклеиновых кислот в клетке. Редупликация ДНК.
Клетка – структурная единица живого. Строение и функции клеточной оболочки и плазматической мембраны. Транспорт веществ.
Строение и функции цитоплазмы. Основные органоиды клетки, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями.
Ядро, его строение и роль в клетке. Строение и функции хромосом. Ген, его строение и роль в клетке.
Вирусы, особенности их строения и функционирования. Вирусы – возбудители заболеваний человека.
Клеточный метаболизм. Энергетический обмен, его этапы, роль митохондрий в этом процессе.
Пластический обмен, его сущность и значение. Биосинтез белка, его этапы. Генетический код.
Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез, его фазы. Хлоропласты, их роль в фотосинтезе.
Хемосинтез, его отличие от фотосинтеза. Хемосинтезирующие бактерии. Значения хемосинтеза.
Взаимосвязь цитоплазмы, ядра и органоидов клетки в процессе клеточного обмена. Клетка как целостная система.
Размножение организмов, его виды. Особенности бесполого размножения, его виды.
Жизненный цикл клетки. Митоз. Механизм, обеспечивающий постоянство числа хромосом в клетках.
Мейоз, фазы, значение, отличия от митоза.
Половое размножение. Мужские и женские половые клетки, особенности их строения и функции.
Оплодотворение, его значение. Мейоз и оплодотворение – основа постоянства числа хромосом в клетках материнского и дочернего организмов. Двойное оплодотворение у цветковых растений и его значение.
Онтогенез. Основные этапы эмбрионального развития хордовых животных. Взаимосвязь онтогенез и филогенеза. Причины нарушений в развитии организмов.
Онтогенез. Постэмбриональный период. Рост и развитие.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, загрязнения среды на развитие человека.
Наследственность, ее материальные основы. Законы наследственности, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Полное и не полное доминирование.
Методы генетики. Особенности методов изучения наследственности человека. Наследственные заболевания и их предупреждение.
Генетика пола. Аутосомы и половые хромосомы. Определение пола.
Изменчивость, ее виды. Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Норма реакции.
Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Генные и хромосомные мутации. Значения наследственной изменчивости.
Селекция. Вклад Н.И. Вавилова в ее становление и развитие.
Генетика как научная основа селекции. Особенности методов селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее основные направления, достижения и перспективы развития.
Эволюция – причина многообразия видов. Критерии вида. Значения комплекса критериев вида при определении его места в системе органического мира.
Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции. Генофонд популяции.
Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции.
Отличия живого и неживого. Уровни организации живой материи.
Естественный отбор, его направляющая, творческая роль в эволюции. Виды естественного отбора.
Результат эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Формирование приспособлений в процессе эволюции. Относительный характер приспособленности.
Результат эволюции. Многообразие видов в природе. Процесс видообразования: экологический, географический и др. как пример микроэволюции.
Доказательства эволюции органического мира: палеонтологические, эмбриологические, морфологические, биогеографические.
Основные направления эволюции органического мира: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение направлений эволюции.
Биологический прогресс и биологический регресс, их причины и значение.
Гипотезы происхождения жизни. Гипотеза А.И. Опарина о возникновении жизни на земле. Этапы химической эволюции.
Развитие органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений. Идиоадаптация на примере покрытосеменных растений.
Развитие органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции животных. Идиоадаптация на примере млекопитающих.
Проблема происхождения человека. Доказательства происхождения человека от животных.
Антропогенез, его движущие силы. Взаимосвязь социальных и биологических факторов в эволюции человека.
Основные этапы эволюции человека, роль биологических и социальных факторов эволюции на разных этапах. Ведущая роль социальных факторов на современном этапе эволюции человека.
Формирование человеческих рас. Основные расы, их генетическое единство. Антинаучная сущность расизма и социального дарвинизма.
Экосистема – надорганизменный уровень организации жизни. Биотические и абиотические факторы – основные компоненты экосистемы, их взаимодействие. Закон оптимума.
Абиотические, биотические и антропогенные факторы, их роль в экосистеме.
Экосистема, их разнообразие. Пространственная и видовая структура экосистем. Продуценты, консументы, редуценты и их роль в экосистеме.
Пищевые и пространственные связи в экосистеме. Пищевые цепи питания. Доминирующие виды в экосистемах.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Экологические пирамиды.
Саморегуляция в экосистемах, колебания численности популяций и их причины. Циклические и поступательные, естественные и антропогенные изменения в экосистемах.
Агроэкосистемы, их отличия от экосистем. Нестабильность агроэкосистемы и ее причины.
Изменения в биосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Биосфера – комплексная оболочка Земли. Живое существо и его функции. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы.
Биологический круговорот, его звенья. Биогенная миграция атомов.
Эволюция биосферы под влиянием деятельности человека.
Рациональное природопользование и охрана природы.
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Складчатые, трубчатые, аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
1. Оценка «отлично» выставляется если обучающийся:
- показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников;
- устанавливает причинно-следственную связь между живыми системами, неживой природой;
- выполнил практическое задание.
2. Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, который:
- в практическом задании допущены несущественные ошибки.
3. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который:
- практическое задание выполнено с ошибками.
4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который:
- допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал;
- не может применять знания для решения практических задач.
При выставлении оценки экзамена, учитываются результаты текущего контроля. При оценивании ответа преподаватель учитывает личные достижения обучающегося по результатам текущего контроля по предмету.