Тема урока: | Броуновское движение. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность. |
Тип урока по ФГОС: | Урок открытия новых знаний, урок рефлесии. |
Цель урока: | Образовательная: понимать природу физических явлений: диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, смачивание и несмачивание тел Развивающая: овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения строения вещества и молекулы, явления диффузии в газах, жидкостях и твердых телах, взаимодействия молекул и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез с помощью опытов Воспитательная: принимать и обосновывать решения, самостоятельно оценивать результаты своих действий Планируемые результаты: Личностные: сформировать интеллектуальные и творческие способности, развивать инициативу; Предметные: уметь предвидеть возможные результаты, понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, между моделями (модель броуновского движения, молекулы воды, кислорода) и реальными объектами; Метапредметные: сформировать убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий. |
Время (мин) | Работа учителя на уроке | Работа учеников на уроке |
3 | Приветствие учеников Проверка связи, отметить отсутствующих, проверить готовность учеников к уроку. | У учеников должны быть все нужные школьные принадлежности. |
4 | Повторение определений из прошлого урока+проверка домашнего задания ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ | Устная работа, работа на доске, игра . Повторение в форме игры «Верю-не верю» после каждого выражения все ученики пишут «да» или «нет». |
10 | Актуализация новых знаний и первое учебное действие. Давайте представим , что я открываю бутылочку с парфюмом и что будет происходит? –правильно , почувствуем вкусный запах. Как мы можем это объяснить с т.з. физики. Правильно-запах состоит из молекул и воздух тоже состоит из молекул-и происходит взаимное проникновение молекул воздуха и парфюма- так ведут себя молекулы газов. А что происходит в жидкостях? А как вы думаете протекает ли диффузия в твердых телах? https://youtube.com/clip/UgkxjYde_5OWGMbpGBkfF1JtE6ao2Q1YVQbz Сформулируем определение диффузии Мы учавствуем в диффузии ? Правильно-нет, диффузия протекает без нашего вмешательства. А что может ускорить процесс? Нр с чаем. – Правильно , повышение температуры. Впервые движение мельчайших частиц под микроскопом увидел Роберт Броун и поэтому так и назвали-броуновское движение . | Устная работа, работа на доске. Ученики учавствуют в диалоге, отвечают на вопросы, задают встречные вопросы друг другу. |
2 | Выявление места и причины затруднения Учитель показывает ручку и задает вопрос : Почему же молекулы пластмассы не разлетаются во все стороны? Почему кусочки пластилина можно обратно соединить , а пластмассу -нет | Устная работа Ученики предлагают свои варианты ответов. |
2 | Построение проекта выхода из создавшегося затруднения Учитель объясняет , что молекулы связаны и между ними существует сила притяжения, а также сила отталкивания. . | Устная работа |
4 | Реализация плана по разрешению затруднения | Совместная работа, устная работа , работа на доске |
10 | Первичное закрепление нового знания Учитель просит привести примеры на диффузию из нашей жизни, примеры из окружающей нас природы- показать связь физики с биологией. Смачивание и несмачивание очень распространены в жизни и в быту. Гидрофобное покрытие-для чего? | Совместная работа на доске, устная работа, игра, работа в группах |
4 | Самостоятельная работа и самопроверка. | Ученики работают с тестом и при этом комментируют свои ответы. |
3 | В конце урока у учеников должны быть ответы на вопросы 1. Какова основная цель нашего урока?-показать что между молекулами есть взаимодействие 2. Какие методы используются в физике для получения новых знаний?- опыты и наблюдения 3. Какие наблюдения и опытные факты позволяют судить о том, что вещества несплошные?-окрашивание воды чернилами 4. Что убеждает нас и доказывает достоверно, что вещества состоят из частиц, между которыми есть промежутки?-фотографии молекул Проработаны навыки: умение слушать, публичные выступления, командная работа, креативное мышление… В конце урока оценить кто хорошо работал на уроке. | Совместная работа, игра |
2 | Сделать скриншот концептуальной карты, распечатать и приклеить или переписать ее в тетрадь. Анонсировать следующую тему « Агрегатные состояния вещества. Обобщение темы «Строение вещества»..». Посмотреть видеоматериал 1.11, решить тест 1.12. Прочитать в учебнике параграфы 11,12. | |
| Разбор теста по этой теме. https://www.loom.com/share/5914ee2c8b6f4e0792e6fa9f26f5677e | |