1 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? | |
| 1) | Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! | | 2) | А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него. | | 3) | Здоро во, юный жених! | | 4) | Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... | |
2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. | | 2) | Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – Жучка, Жучка! | | 3) | Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. | | 4) | Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. | |
3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу. | | 2) | Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом... | | 3) | Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? | | 4) | Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. | |
4 В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление? | |
| 1) | Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. | | 2) | Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. | | 3) | – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. | | 4) | Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают… | |
5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. | | 2) | И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. | | 3) | Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. | | 4) | Он был рад, что мать не видит его слёз. | |
6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. | | 2) | Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради. | | 3) | Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил. | | 4) | Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники. | |
7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. | | 2) | До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. | | 3) | Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. | | 4) | Впереди было ещё почти два года блокады... | |
8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. | | 2) | Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. | | 3) | А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. | | 4) | И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. | |
9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. | | 2) | На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. | | 3) | Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. | | 4) | Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. | |
10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. | | 2) | Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. | | 3) | Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. | | 4) | Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. | |
11 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики… | | 2) | …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит. | | 3) | Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. | | 4) | Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. | |
12 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | |
| 1) | Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение. | | 2) | У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. | | 3) | Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. | | 4) | Она стала листать классный журнал. | |
13 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. | | 2) | Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? | | 3) | Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. | | 4) | И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. | |
14 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». | | 2) | А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. | | 3) | Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. | | 4) | Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску. | |
15 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | |
| 1) | Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»... | | 2) | Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. | | 3) | Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты! | | 4) | Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. | |
16 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой... | | 2) | Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак... | | 3) | Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. | | 4) | Пришло время удивляться Валерке. | |
17 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. | | 2) | Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель. | | 3) | Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. | | 4) | Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь. | |
18 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Птицы замолчали, уступив место нашему герою. | | 2) | Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик. | | 3) | Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. | | 4) | Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… | |
19 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | |
| 1) | Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. | | 2) | Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. | | 3) | – Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди. | | 4) | Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему. | |
20 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. | | 2) | Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. | | 3) | Книга исчезла между двойными окнами вагона. | | 4) | Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках. | |
21 В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? | |
| 1) | (3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси. (4) «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5) Или Болконских». | | 2) | (7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. | | 3) | (23) А она обиделась... (24) И на что?! (25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. | | 4) | – (35) Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце... | |
22 В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? | |
| 1) | (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. | | 2) | (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. | | 3) | (18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. | | 4) | (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль. | |
23 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? | |
| 1) | (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. | | 2) | (36) А осложнения, как он понимал, грядут. | | 3) | (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. | | 4) | (40) Впереди праздник, и жизнь – как праздник. | |
24 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? | |
| 1) | (1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. | | 2) | (5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся… | | 3) | (11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад. | | 4) | (20) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. | |
25 Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет». | |
| 1) | метафора | | 2) | сравнительный оборот | | 3) | противопоставление | | 4) | просторечные слова | |
26 В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? | |
| 1) | (11) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. | | 2) | (14) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. | | 3) | (17) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь! | | 4) | (26) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка. | |
27 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? | |
| 1) | (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. | | 2) | (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. | | 3) | (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. | | 4) | (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам... | |
28 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? | |
| 1) | (12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает. | | 2) | (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! | | 3) | (20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке… | | 4) | (30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»... | |
29 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? | |
| 1) | (1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. | | 2) | (2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. | | 3) | (4) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. | | 4) | (21) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». | |
30 В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? | |
| 1) | (1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. | | 2) | (15) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. | | 3) | (3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... | | 4) | (35) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя. | |
31 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? | |
| 1) | (4) Вот наконец она появилась. (5) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. | | 2) | (26) Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. | | 3) | (38) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. | | 4) | (43) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44) «На, смотри, если хочется...» | |
32 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? | |
| 1) | (10) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. | | 2) | (2) Я люблю джаз, как дядя Женя. | | 3) | (21) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. | | 4) | (22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! | |
33 В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика? | |
| 1) | – (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей. | | 2) | (16) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни… | | 3) | (19) Эти доски и пригодятся. | | 4) | (24) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. | |
34 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? | |
| 1) | (9) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. | | 2) | (10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. | | 3) | (13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля. | | 4) | (16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее. | |
35 В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение? | |
| 1) | (10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. | | 2) | (11) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. | | 3) | (29) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. | | 4) | (30) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне... | |
36 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? | |
| 1) | (7) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. | | 2) | (8) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. | | 3) | (12) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. | | 4) | (17) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. | |
37 Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет». | |
| 1) | сравнительный оборот | | 2) | метафора | | 3) | слово разговорного стиля | | 4) | фразеологизм | |
38 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? | |
| 1) | (9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась. | | 2) | (13) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это. | | 3) | (3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал. | | 4) | (22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. | |
39 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? | |
| 1) | (12) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали. | | 2) | – (13) Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. | | 3) | (32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. | | 4) | (4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света. | |
40 В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора? | |
| 1) | (17) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. | | 2) | (2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. | | 3) | (3) Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. | | 4) | (18) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. | |
41 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. | | 2) | Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей. | | 3) | Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали. | | 4) | Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. | |
42 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. | |
| 1) | Ты будешь для меня единственным в целом свете… | | 2) | Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. | | 3) | Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. | | 4) | И вот настал час прощания. | |
43 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. | | 2) | Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. | | 3) | Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю. | | 4) | Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё. | |
44 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой. | | 2) | Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. | | 3) | Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! | | 4) | Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. | |
45 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. | |
| 1) | На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. | | 2) | Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. | | 3) | Скрипка замолчала надолго. | | 4) | И свет фонариков погас. | |
46 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. | | 2) | И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон. | | 3) | Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному. | | 4) | Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта. | |
47 Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой. | | 2) | Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. | | 3) | Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. | | 4) | Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя. | |
48 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой. | | 2) | Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. | | 3) | Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка. | | 4) | Прошло немалое время, пока я узнал музыку. | |
49 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час. | | 2) | Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего. | | 3) | Минуты через две резко зазвонил телефон. | | 4) | Ненависть в нём не перекипела. | |
50 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | – Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками. | | 2) | – Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. | | 3) | Детдомовские, все втроём, двинулись на него – Санька приготовился к драке. | | 4) | Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок. | |
51 Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. | | 2) | Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья. | | 3) | Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза… | | 4) | В больших глазах ребёнка застыло удивление перед громадным, ещё не понятным ему миром. | |
52 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. | | 2) | Музей не возьмёт копии. | | 3) | Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. | | 4) | Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал. | |
53 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | |
| 1) | От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. | | 2) | Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. | | 3) | Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. | | 4) | Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. | |
54 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Я её такой за всю войну не видел (предложение 6) . | | 2) | Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2) . | | 3) | Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7) . | | 4) | Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32) . | |
55 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | |
| 1) | Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог? | | 2) | Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине. | | 3) | Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки. | | 4) | Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге. | |
56 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | |
| 1) | Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями. | | 2) | Особенно много их всегда было под большим диваном. | | 3) | Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод. | | 4) | На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября… | |
57 Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк! | | 2) | И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна. | | 3) | Случилось это в Англии.Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог. | | 4) | Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного. | |
58 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой. | | 2) | Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово. | | 3) | Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» | | 4) | В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно. | |
59 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. | | 2) | Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!» | | 3) | Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. | | 4) | Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим. | |
60 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. | | 2) | Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! | | 3) | Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого! | | 4) | Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство. | |
61 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама». | |
| 1) | метафора | | 2) | аллитерация | | 3) | фразеологизм | | 4) | сравнение | |
62 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 19: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..» | |
| 1) | просторечная лексика | | 2) | эпитет | | 3) | книжная лексика | | 4) | сравнительный оборот | |
63 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам». | |
| 1) | сравнительный оборот | | 2) | аллегория | | 3) | фразеологизм | | 4) | метафора | |
64 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 11: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет». | |
| 1) | сравнительный оборот | | 2) | метафора | | 3) | слово разговорного стиля | | 4) | фразеологизм | |
65 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня». | |
| 1) | олицетворение | | 2) | слова просторечного стиля | | 3) | сравнение | | 4) | фразеологизм | |
66 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 14: «Папа прямо весь расцвёл». | |
| 1) | слова книжного стиля | | 2) | метафора | | 3) | эпитеты | | 4) | антитеза | |
67 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор? | |
| 1) | (5) Я так и подумал, что это ты. (8) Я покорно протянул лист. | | 2) | (24) Грех невелик. (25) И не думай, не с тобой одним приключился этот грех. | | 3) | (39) Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40) Мне самому он очень нравился. | | 4) | (53) То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54) Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник! | |
68 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 16: «От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда». | |
| 1) | фразеологизм | | 2) | эпитет | | 3) | гипербола | | 4) | сравнение | |
69 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора? | |
| 1) | Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. | | 2) | Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок. | | 3) | «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка. | | 4) | Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась… | |
70 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора? | |
| 1) | (13) Невысокая, загорелая, морщинистая. (15) И руки заскорузлые, крепкие. | | 2) | (17) Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе. | | 3) | (33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить. | | 4) | (35) Меж тем за окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах. | |
71 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1—2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная: — Ой, хочу шарик!» | |
| 1) | антитеза | | 2) | эпитет | | 3) | сравнительный оборот | | 4) | фразеологизм | |
72 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 18: «А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом сказал…» | |
| 1) | сравнительный оборот | | 2) | аллегория | | 3) | олицетворение | | 4) | разговорная лексика | |
73 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 3: «В зале, украшенном плакатами и цветами, ни одного школьника, кроме меня, не было, поэтому на меня все обращали внимание». | |
| 1) | сравнительный оборот | | 2) | олицетворение | | 3) | фразеологизм | | 4) | аллегория | |
74 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм? | |
| 1) | – (5) Ну, всё, – говорит отец и, собрав бумаги, щёлкает замками «дипломата». | | 2) | (12) Ника с обиженным видом спускается за ним и садится в машину. | | 3) | (16) Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам. | | 4) | (30) «Какая, однако, взрослая девица», – удивляется и одновременно радуется он. | |
75 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет? | |
| 1) | (9) Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии. | | 2) | (10) Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял. | | 3) | (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. | | 4) | (29) Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре. | |
76 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами». | |
| 1) | метафора | | 2) | сравнительный оборот | | 3) | фразеологизм | | 4) | термин | |
77 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 24: «И я впервые старался найти точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный для меня человек». | |
| 1) | эпитет | | 2) | сравнение | | 3) | гипербола | | 4) | лексика разговорного стиля | |
80 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 12: «Но хорошо было сидеть в кресле у широкого, будто киноэкран, иллюминатора, смотреть, как серый простор беспрестанно катит навстречу пенные валы, как в настоящем море...» | |
| 1) | олицетворение | | 2) | разговорная лексика | | 3) | сравнительный оборот | | 4) | аллегория | |
81 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 32: «И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…» | |
| 1) | просторечные слова | | 2) | гипербола | | 3) | сравнение | | 4) | олицетворение | |
82 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм? | |
| 1) | (10) Я был поражён. | | 2) | (14) Какая же воля может быть у человека, который не знает, что он сделает через час? | | 3) | – (22) И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете! | | 4) | (40) Но всё это я отложил до своего выздоровления, а пока только думал и думал… | |
83 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора? | |
| 1) | (2) Я стал придавать огромное значение внешности. | | 2) | (20) Все поблёкли, стушевались передо мною. | | 3) | (27) Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь? | | 4) | (37) А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон. | |
84 В каком предложении средством речевой выразительности является метафора? | |
| 1) | (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. | | 2) | (20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. | | 3) | (23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному. | | 4) | (26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!» | |
85 Укажите фрагмент, в котором средством выразительности речи является антитеза. | |
| 1) | А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы. | | 2) | — Есть индивидуальности, — пробурчал Сашка. — Их всё меньше, — сказал Роман. | | 3) | Одни верят во что-то, другие ни во что не верят… | | 4) | — А я хочу? Но машина — это воплощённая пошлость. | |
86 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Вот недавно ночью шли мимо солдаты. Я дежурил у телефона и вышел покурить. | | 2) | И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев. | | 3) | Они шли и пели, тихо, вполголоса. Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню. Я подошёл. Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве. | | 4) | Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом. | |
87 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор? | |
| 1) | (9) Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.(14) Забывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына... | | 2) | (10) Но больше всего поразили Динку её глаза.(13) Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке. | | 3) | — (17) Здравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу. — (18) Здравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка. | | 4) | — (21) Сыграйте, Яков Ильич. (23) Яков кивнул головой сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок... | |
88 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот. | |
| 1) | А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы. | | 2) | Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе. | | 3) | Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его. | | 4) | Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать. | |
89 В каком предложении средством речевой выразительности является олицетворение? | |
| 1) | Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны. | | 2) | На крышке её была выложена английская надпись… | | 3) | Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее. | | 4) | Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления. | |
90 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. | |
| 1) | А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок… | | 2) | Облака точно густой, чёрный дым. | | 3) | Волга от ветра шершавая, без всякого блеска. | | 4) | Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко… | |
91 В каком предложении средством речевой выразительности является сравнительный оборот? | |
| 1) | (2) Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка! | | 2) | (9) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке. | | 3) | (13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. | | 4) | (18) Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. | |
92 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. | |
| 1) | Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет. | | 2) | Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком. | | 3) | Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода. | | 4) | Да, здесь не сцена, а правда. | |
93 Укажите предложение, в котором содержится метафора. | |
| 1) | Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. | | 2) | По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. | | 3) | Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. | | 4) | А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. | |
94 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм? | |
| 1) | (1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. | | 2) | (5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся… | | 3) | (11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад. | | 4) | (19) По мере перехода в высшие классы свободного времени становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. | |
95 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега. | | 2) | Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка … | | 3) | Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык. | | 4) | А с Валегой — хоть на край света. | |
96 В каком предложении средством речевой выразительности является просторечная лексика? | |
| 1) | (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей. | | 2) | (16) Встревает тут Федосья, баба из Пустыни… | | 3) | (19) Эти доски и пригодятся. | | 4) | (24) Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. | |
97 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | |
| 1) | Везде часовые, натянута колючая проволока. | | 2) | Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг. | | 3) | Трудно понять, где её края и куда она заворачивает. | | 4) | Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрёпанной топографической карты. | |
98 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет? | |
| 1) | (9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась. | | 2) | (12) Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. | | 3) | (17) Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. | | 4) | (22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. | |
99 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора? | |
| 1) | (5) А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!.. | | 2) | (13) Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. | | 3) | (21) Кит, съев полностью колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. | | 4) | (22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! | |
100 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова. | |
| 1) | У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. | | 2) | Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице. | | 3) | На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало. | | 4) | А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна. | |
101 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора? | |
| 1) | (1) Когда Николай Николаевич увидел свой дом, сердце у него сильно забилось. | | 2) | (4) По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами. | | 3) | (13) И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме… | | 4) | (24) Но произошло чудо, и картины были живы. | |
102 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является сравнение? | |
| 1) | Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез. | | 2) | В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд. | | 3) | Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? | | 4) | Ребята старались как можно дальше отбить мяч. | |
103 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Он волок всего две картины — незачехлённые, без рамок. | | 2) | Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря. | | 3) | Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. | | 4) | Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти. | |
104 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс. | | 2) | Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди. | | 3) | — С какой это стати я стану с тобой разговаривать? | | 4) | Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк. | |
105 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Когда в большую перемену Нинка села к нему и открыла его потрескавшуюся деревянную крышку, девчонки окружили пианино плотным кольцом. | | 2) | Я видел только Нинкин венчик, сделанный из косички, её корону, и Нинка, конечно, не взглянула на меня. | | 3) | Все слушали музыку, и всем, даже ничего не понимавшим в ней, она нравилась. | | 4) | Протарахтел в коридоре звонок, и начался урок, а я всё не мог прийти в себя. | |
106 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. | |
| 1) | – Братцы, – закричал он, – железный! Как это прекрасно! | | 2) | Почему-то тогда учительница подумала, что они подходят друг другу, как две половины одной разрезанной картинки... | | 3) | Это навсегда останется тайной, как их дотошные родители столько времени были слепы и глухи… | | 4) | А может, чем больше, тем было даже лучше. | |
107 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | И всё, что может быть осыпано, – плечи, столы, закуски, причёски танцующих – было осыпано разноцветными копеечками конфетти. | | 2) | Я не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев. | | 3) | Когда-то давно, в далёкой юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств. | | 4) | Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми. | |
108 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Вода тёплая, точно подогретая. | | 2) | Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно. | | 3) | Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит. | | 4) | Всё небо усеяно плевками зениток. | |
109 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. | |
| 1) | Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. | | 2) | Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. | | 3) | Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. | | 4) | Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий. | |
110 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод. | | 2) | Вот только бы досидеть, вывести детей. | | 3) | Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла. | | 4) | В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят. | |
111 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | |
| 1) | Только однажды он впал в меланхолию, когда изжевал мою резиновую галошу. | | 2) | Он даёт круги, время от времени подпрыгивая и зависая над маленькими зелёными ёлками. | | 3) | Все были начёсанные, причёсанные, приглаженные, воспитанные – словом, восхитительные, писаные красавцы. | | 4) | Из уважения к Киту папа даже приобрёл ружьё и подал заявку на охоту. | |
112 В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? | |
| 1) | Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. | | 2) | Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. | | 3) | На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. | | 4) | Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё… | |
113 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? | |
| 1) | Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. | | 2) | Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел. | | 3) | Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. | | 4) | Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье. | |
114 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост. | | 2) | Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты. | | 3) | Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор. | | 4) | Сколько тайн ночью! | |
115 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. | |
| 1) | Вот бы раньше проведать! | | 2) | Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее. | | 3) | И как только не разбились! | | 4) | Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету. | |
116 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | (1) Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. | | 2) | (42) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: — (43) Какую тебе? | | 3) | (56) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. | | 4) | (57) Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. | |
117 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. | |
| 1) | (7) Я стал обходить все дома в ауле1, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили собирать для них деньги. | | 2) | (8) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру. | | 3) | (9)Но и этих несчастных денег не хватило надолго. | | 4) | (23) Три дня я ходил сам не свой. | |
118 В каком варианте ответа указаны средства выразительности речи, использованные в предложении 20: «Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах – я наклонилась и вдыхала его долго-долго»? | |
| 1) | олицетворение и гипербола | | 2) | эпитеты и сравнение | | 3) | синонимы и противопоставление | | 4) | фразеологизм и метафора | |
119 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? | |
| 1) | (3) Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них жучков. | | 2) | (9) Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками водную гладь, и по земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное угрожающее урчание. | | 3) | (15) 3а это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей. | | 4) | (16) Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, несколько наклонившись, слегка распустив крылья. | |
120 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. | |
| 1) | Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. | | 2) | После ужина небо вдруг нахмурилось. | | 3) | Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. | | 4) | Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. | |
121 В каком варианте ответа указано средство выразительности речи, использованное в предложении 27: «Я долго так сидел, начисто забыв про всех на белом свете»? | |
| 1) | сравнительный оборот | | 2) | метафора | | 3) | олицетворение | | 4) | фразеологизм | |
122 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | |
| 1) | Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. | | 2) | Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? | | 3) | Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. | | 4) | Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. | |
123 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты. | |
| 1) | (4) Жека, взгляни в окно – видишь, башенные краны торчат? | | 2) | (15) Как это могло произойти? – внезапно спросил он жёстким, неприятным голосом. | | 3) | (34) Поднимай планку по сантиметру – и побьёшь дюжину рекордов. | | 4) | (13) Наблюдая за этими цирковыми фокусами, ни Жека, ни Марковна не заметили, что Кирилл Осипович вдруг умолк. | |