Подготовка к ОГЭ: сочинение 15.2 и 15.3
учитель В.Г. Горбоносова МБОУ СОШ №10,
с.Юца, Предгорного района
Композиция сочинения:
- толкование высказывания
- первый аргумент из текста
- второй аргумент из текста
- вывод
Идея текста связана
- с главным героем
- с основным событием
Примерная схема анализа текста:
- понимание смысла текста
- формулировка тезиса о смысле фразы текста
- развертывание тезиса с помощью комментариев к нему
- обоснование высказанного суждения с помощью аргументов
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.
(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.
(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.
(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.
(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.
(По Е. Гришковцу)*
* Гришковец Евгений Валерьевич (род.в 1967 г.) – современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».
Результат работы с текстом
1. Определите тему (о чём?).
2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста.
Глаголы:
3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?).
Имена существительные:
Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.
Алгоритм работы
- Перечитайте текст несколько раз.
- Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?). Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
- Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
- Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
- Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.
Сочинение 15.2
- Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни».
Формулируем тезис
- 1) Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор).
- 2) «Фраза»… Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент художественного произведения.
Подбираем аргументы
- Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами. Назовите номер предложения или процитируйте предложения.
- ВНИМАНИЕ! ЦИТИРОВАНИЕ ИЛИ ССЫЛКА НА НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ АРГУМЕНТОМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЕСТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ, КОММЕНТАРИЙ СИТУАЦИИ И ЕГО ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРИМЕРОМ ИЗ ТЕКСТА .
Пишем вывод:
- 1) В заключение можно сделать вывод:
- (пишем какой)
- 2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что…
Помните!
- Вывод необходимо соотнести с тезисом!
- Завершая сочинение, можно выразить свое отношение к теме, предложенной автором
Сочинение 15.3
- Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор».
Формулируем тезис 15.3
Основные способы толкования значения слова:
- описательный способ (выбор – это принятие решения)
- синонимический способ (выбор – размышления, сомнения, изучение возможных вариантов принятия решения)
Комментарий к определению
- Понятие нужно не только сформулировать, но и прокомментировать:
- указать на его актуальность, значимость;
- увязать с идеей текста.
Аргумент из жизненного опыта
Второй аргумент можно приводить из следующих источников:
- прочитанного текста,
- художественной литературы,
- научной литературы,
- истории,
- кинофильмов,
- СМИ (в том числе из Интернета),
- личного опыта,
- опыта других людей.
Проверяем
- Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.
- Следует обратить внимание на скрепы между всеми частями сочинения.
- 8. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.
Рефлексия
- Сомневаюсь, пригодиться ли…