Шмачкова Галина Николаевна,
воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде
Методическая разработка
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Цель работы - выявить эффективность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказки.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование народных сказок, как средство развития связной речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы и факторы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказки.
2. Выявить уровни сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать содержание и формы педагогической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования народных сказок и оформить результаты исследования.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием развивающих игр и упражнений, основанных на материале русских народных сказок, не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- сказки будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи,
- использовать в повседневной жизни средства языковой выразительности: эпитеты, сравнения, образные словосочетания.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, педагогический эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является игровая деятельность. Сочетание широкого спектра развивающих игр и обширнейшего развивающего потенциала русских народных сказок может и должно оказаться мощнейшим инструментом развития речи дошкольников.
Экспериментальная база исследования – ОГКУСО СРЦН «Радуга»
В исследовании приняли участие воспитанники старшего дошкольного возраста - одна группа (контрольная), другая группа (экспериментальная)
Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.
констатирующий эксперимент: изучения уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста по методике О. Ушаковой, Е. Струниной
формирующий эксперимент - применение методики развивающих игр и упражнений, основанной на материале народной сказки
контрольный эксперимент - определение уровня развития речи детей обеих групп по окончании формирующего эксперимента
Результаты исследования развития речи детей старшего дошкольного возраста в рамках констатирующего эксперимента
Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 6 сентября 2013 г. по 10 апреля 2014 г. Целью формирующего педагогического эксперимента являлось развитие связной речи старших дошкольников посредством применения развивающих игр при ознакомлении с народными сказками.
При разработке комплекса мероприятий использовались следующие источники:
- программы, направленные на развитие речи дошкольников «Развитие», «От рождения до школы», «Радуга»;
- методические рекомендации Е.И.Тихеевой, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой и др.
На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, была выстроена программа действий по развитию речи старших дошкольников в процессе ознакомления с народными сказками при помощи развивающих игр.
В ходе формирующего эксперимента, основной упор в работе был сделан на те аспекты развития речи, уровень которых у дошкольников исследуемой группы наиболее низок. В ходе формирующего эксперимента был использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь театральной деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Результаты исследования развития речи детей старшего дошкольного возраста в рамках контрольного эксперимента в среднем по группе
Динамика результатов диагностики развития речи в среднем по группе