Снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития.
Виды тревожности:
- 1.Ситуативная – порождается конкретной ситуацией и объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может испытывать любой человек в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений, выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно подойти к решению возникающих проблем.
- 2.Личностная- проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.
Личностные особенности проявления тревожности у детей с ЗПР
- Личностные особенности проявления тревожности у детей с ЗПР
- Психологические:
- - озабоченность, беспокойство;
- - раздражительность;
- - неуверенность в собственных силах;
- - низкая самооценка.
- Физиологические:
- - мускульное напряжение;
- - плохой сон, аппетит.
- Поведенческие:
- - коммуникативные трудности в общении со взрослыми и детьми;
- - невозможность сконцентрироваться;
- - проявление различных негативных страхов;
- - эмоциональные вспышки.
Программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода игротерапии.
З адачи:
- 1. Формирование умения преодолевать опасность, мобилизовать волю, проявлять активность;
- 2. Стимулировние собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций;
- 3 .Преодоление негативных переживаний и снятие страхов;
- 4. Повышение самооценки, уверенности в себе;
- 5. Развитие навыков взаимодействия, умения сотрудничать со взрослыми и детьми;
- 6. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- 7. Снижение скованности, навязчивости движений.
Объем программы: 10 коррекционно –развивающих занятий. Периодичность проведения занятий : 1 раз в неделю. Работа по программе строится в 3 этапа: подготовительно-ознакомительный, основной, закрепляющий .
Диагностические методики:
- Для педагогов-опросник для выявления тревожного ребенка (Г. П. Лаврентьевой, Т.М Титаренко)
- Для педагогов-опросник для выявления тревожного ребенка (Г. П. Лаврентьевой, Т.М Титаренко)
- Для родителей-тест-опросник «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» (А.И.Захаров)
- Для родителей-тест-опросник «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» (А.И.Захаров)
- Для детей-проективный тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэмпл, М. Дорки, В.Амен)
- Для детей-проективный тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэмпл, М. Дорки, В.Амен)
Цель
Содержание работы
Подготовительно-ознакомительный этап
Форма работы
Выявление уровня и особенностей проявления тревожности у детей с ЗПР
Диагностическое исследование участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов.
Формирование группы для работы по программе, создание условий для коррекционно-развивающей работы.
Знакомство родителей и педагогов с понятием «тревожность», способами ее преодоления, содержанием психокоррекционной программы.
Опросник, проективный тест .
Анализ результатов диагностического исследования участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов.
1.Мини-лекции:
Семинар-практикум для родителей детей с ЗПР и педагогов .
-«Что такое тревожность»;
-«Как помочь тревожному ребенку»
2.Игры:
«Приветствие», «Мои ощущения», «Оцените партнера, какой он?»
.
Основной этап
Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом. Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение. Формирование умения преодолевать барьер в общении.
Расширение эмоционального опыта детей. Формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность. Снижение скованности, боязливости.
Упражнение «Давай поздороваемся»,
Устранение внутреннего конфликта. Расширение эмоционального опыта детей. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Уменьшение суетливости, нервности.
Игры: «Воздушный шарик», «Гусеница».
Групповое занятие №1
Игры: «Мост дружбы», «Звериные чувства», «Пчелки»
Групповое занятие №2
Расширение эмоционального опыта. Формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность. Снижение скованности, боязливости.
Игровая ситуация «Пещера для знакомства»
Упражнения: «Волшебные очки», «Танец пяти движений».
Игры: «Воздушный шарик», «Корабль и ветерок»
Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми. Повышение самооценки.
Групповое занятие №3
Упражнение «Паровозик»
Игры: «Драка», «Подарок под елкой», «Переодевание», «Старшая обезьяна» Упражнение «Танцы противоположности»
Игровая ситуация «Пещера для знакомства»
Игра на расслабление «Танцующие руки»
Групповое занятие №4
Упражнения: «Танец с рисованием», «Насос и надувная кукла» (в парах), «Бездомный заяц», «Водопад».
Игры: «Дракончик», «Фотография», «Необычная радуга» (на расслабление)
Игры: «Птенцы», «Комплимент».
Упражнение «Приветствие» (в парах)
Групповое занятие №5
Игры : «Дудочка», «Зайки и слоники»
Игровая ситуация «Фотоальбом»
Игра «Выключенный звук»
Упражнения: «Рисунок в парах по очереди», «Доверие»
Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом. Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение. Формирование умения преодолевать барьер в общении
Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом. Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение. Формирование умения преодолевать барьер в общении
Упражнение на расслабление мышц
Игры: «Спрятанные проблемы», «Вылеплялки», «Смена ритмов».
Игры: «Сосульки» «Попробуем еще раз», «Звериные чувства», «Бесилки».
Расширение эмоционального опыта. Формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность. Снижение скованности, боязливости.
Групповое занятие №6
Игры: «Шалтай-Болтай», «Гусеница». Упражнения: «Рисование вдвоем», «Пчелки». Игры: «Дракончики», «Фотография»
Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми. Повышение самооценки. Развитие умения расслабляться .
Упражнения: «Мост дружбы», «Танец пяти движений»
Игровая ситуация «Ладонь в ладонь»
Групповое занятие №7
Игра «Винт» (на релаксацию и дыхание)
Упражнения из комплекса «Музыка- язык чувств».
Игра: «Танцующие руки» (расслабление)
Групповое занятие №8
Игра «Сиамские близнецы»
Устранение внутреннего конфликта. Расширение эмоционального опыта. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Уменьшение суетливости, нервности. Развитие умения расслабляться.
Игровая ситуация «Волшебный стул»
Кинезиотерапия «В гостях у морского царя»
Групповое занятие №9
Игры: «Насос и мяч» (на релаксацию и дыхание), «Принц на цыпочках», «Дудочка», «Имя».
Упражнения: «Зеркало», «Скала»
Упражнения: «Имя», «Добрые волшебники», «Чаша доброты».
Групповое занятие №10
Игра «Путаница»
Упражнение «Совместный рисунок»
Игра «Слепой танец» (на расслабление)
Закрепляющий этап
Формирование доверительных, доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми. Создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.
Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка» (В.В.Ткачева)
Игра «Щепки на реке»
Семинар-практикум для участников участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов .
Подведение итогов (обсуждение эффективности проделанной работы)