Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Тема проектная деятельность на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
Учитель: Семенова Г.А.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности
Учебный проект
Это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта
Проект – это «пять «П»
Цель исследовательской работы:
1. Проблема ( постановка проблемы, компоненты которой требую решения)
2. Проектирование ( планирование деятельности)
3. Поиск информации ( сбор систематизация информации)
4. Продукт (изготовление, оформление продукта)
5. Презентация (выбор формы презентации, а также самооценка и самоанализ)
6. Шестое «П» проекта – его Портфолио (все рабочие материалы проекта, планы, промежуточные отчеты)
И.С. Сергеев.
Стадии работы над проектом
- Подготовка (формулирование темы и целей проекта);
- Планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе);
- Исследование (сбор информации, решение промежуточных задач) ;
- Оформление результатов и выводов;
- Представление или отчет;
- Оценка результатов и процесса
Организация работы над проектом
1. Подготовительный – планирование работы над проектом (этап обмена имеющими знаниями по теме, интересами) :
- Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
- Обсуждение возникших идей;
- Перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- Формулирование темы проекта для класса или группы учащихся
Организация работы над проектом
2. Аналитический ( этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний ):
- уточнение намеченной цели и задач;
- Поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет
- Обмен информации с другими лицами (учащимися, учителем, родителями и т.д.);
- Интерпретация данных;
- Сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых
Организация работы над проектом
- 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- Систематизация полученных данных;
- Построение обобщений логической схемы выводов для подтверждения итогов(в виде рефератов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
Организация работы над проектом
- 4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности):
- Осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- Обсуждение и организация презентации, результатов работы над проектом (на уровне школы, района, и т.д.)
Виды проектов
1 . Классификация проектов по количеству участников:
- Индивидуальные
- Парные
- Групповые
Виды проектов
2. Классификация проектов по доминирующей деятельности:
- Исследовательский
- Информационный
- Ролевой (реконструкция и моделирование ситуаций, повседневная жизнь в эпоху первобытности, «оттепели», «застоя» и т.д.)
- Творческий (разработать туристический маршрут, макетный образец крепости)
Виды проектов
3. Классификация по продолжительности
- Мини – проекты могут укладываться в один урок
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков
- Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течении нескольких месяцев
- Долгосрочные проекты могут выполняться в течении года
Роль учителя в проектной деятельности
Учитель берет на себя тьютерские функции:
- Разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы;
- Является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
- Предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала(вместе с учеником «проживает» его проект)
Роль учителя в проектной деятельности
- Помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникших трудностей, путем косвенных, наводящих вопросов);
- учитель – координатор всего группового процесса
- Является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Примеры проектов.
- 5 класс – проект – рисунок «Орудия труда первобытного человека», информационные проекты «Развитие письменности в Древнем Риме», ролево – игрового «Охота древних людей», рассказ от имени земледельца Древнего Египта
Макет «Дворца халифа»
Макет замка
Проект «Альбом Памяти»
«Мой родственник-герой»
«Вклад моей семьи в победу»
Проект «Наш класс»
Проект «костюм 19 века»
Проект «Дизайн обложки конфеты «Семья»»
Проект «товар 21 века»
Выставка рисунков