Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива в 6 классе "За страницами учебника биологии".»
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:
------------- Н.Л.Колотина ------------------ Н.А. Богатырёва ------------------ И.Н.Кухаренкова
Протокол № 1 от 28.08.2017 г. Приказ №64/1 от31.08.2017 г.
Рабочая программа факультатива в 6 классе
"За страницами учебника биологии"
Учитель: Василенкова Ольга Владимировна
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по биологии разработана в соответствии с:
Приказом Минобрнауки РФ от 17 .12.2010 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции от 31.12.2015 № 1577);
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».
Планируемые результаты освоения учебного курса
Изучение курса"За страницами учебника биологии"
направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты
Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;
осознание значения здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;
овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:
выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;
понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;
обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных);
определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;
определение и классификация основных биологических понятий;
овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;
соблюдение правил безопасности работы с лабораторнымоборудованием и биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Метапредметные результаты
Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлятьплан ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводитьдемонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;
умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и ввиде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
овладение исследовательскими умениями: формулироватьпроблему исследования, определять цели, гипотезу, этапыи задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания;осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений,видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога идискуссии.
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Практическая часть:
Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?»
Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Юные биологии»
2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (8 ч.)
Практическая часть:
Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений.
Фабрика питания.
Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых организмов.
Дыхание корней.
Поглощение кислорода при дыхании корней.
Дыхание листа.
Выпрямившийся стебель.
Испарение воды растениями.
3. Познай себя (3 ч.)
Практическая часть:
Определение норм рационального питания
Определение темперамента
4.Проектная деятельность (4 часа)
«Защитим сосновый лес»
Экскурсия в сосновый лес
Разработка плаката
Выпуск коллажа «Защитим сосновый лес»
Выступление. Защита проекта.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
всего | теор | практ |
1. | Введение | 2 | 2 | | Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение). |
3. | Занимательные опыты и эксперименты по биологии | 8 | 1 | 7 | Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. Используют проект как метод обучения. |
4. | Познаем себя. | 3 | | 3 | Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы. |
5. | Проектная деятельность | 4 | | 4 | Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию. |
| | 17 ч. | 3 | 14 | |
| | | | | |
| | | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Форма занятий | Оборудование |
| Введение | 2 | | |
1. | Как интересно организовать работу? Как разработать план мероприятий? | 1 | «Шляпа желаний». Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям | Презентация, книгопечатная продукция |
2. | Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Будущие биологи» | 1 | Коллективная работа | Презентация, ватман |
| Занимательные опыты и эксперименты по биологии | 8 | | |
3. | Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений | 1 | Лекция | |
4. | Фабрика питания | 1 | Практическая работа | Банка с крышкой, небольшое растение в горшочке. |
5. | Экспериментальная работа, демонстрирующая процесс дыхания у живых организмов | 1 | Коллективный эксперимент | Две баночки из бесцветного стекла, сухие семена, проросшие семена пшеницы |
6. | Дыхание корней | 1 | Индивидуальный эксперимент | Два одинаковых сосуда с водой, два растения хлорофитума или традесканции, растительное масло. |
7. | Поглощение кислорода при дыхании корней | 1 | Практическая работа | Корни фасоли, два сосуда, пробки к сосудам, лучинки, вода |
8. | Дыхание листа | 1 | Практическая работа | Цветок герани, вазелин |
9. | Выпрямившийся стебель | 1 | Практическая работа | Завядший стебель сельдерея, стакан, пищевой краситель |
10. | Испарение воды растениями | 1 | Практическая работа | Растение в горшочке, полиэтиленовый пакетик, клейкая лента |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| Познаем себя | 3 | | |
11. | Определение норм рационального питания | 1 | Практическая работа | Раздаточный материал |
12. | Определение темперамента | 1 | Практическая работа | Раздаточный материал |
13. | Составление режима дня | 1 | Практическая работа | Раздаточный материал |
| Проектная деятельность | 4 | | |
14. | Экскурсия в сосновый лес | 1 | Экскурсия | Листы бумаги, ручки, фотоаппарат |
15. | Разработка плаката | 1 | Творческая работа | Ватман, фломастеры, фотографии |
16. | Выпуск плаката «Защитим сосновый лес» | 1 | Творческая работа | Ватман, фломастеры, фотографии |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
17. | Выступление. Защита проекта | 1 | Коллективная работа | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника.- М.: Махаон, 2000.
2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2003.
3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. - М., ПросвещениЕ,2009.