Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено школьным методическим объединением учителей биологии, химии, географии, истории и обществознания. Протокол № 4 от «29 » мая 2018 г. | Утверждено |
приказом №99 от « 31 » августа 2018 г. |
|
Рабочая программа курса по выбору
по географии для 9 класса
«Карта и география»
срок реализации: 2018 – 2019 уч. г.
.
Шишкова О. В.
учитель географии
г.Черногорск, 2018 г
Пояснительная записка
В современных условиях географическое образование должно быть необходимым, и вместе с тем иметь предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор жизненного пути. Самое важное для каждого человека найти свое место в жизни. География имеет единый объект изучения – территорию со всем ее «наполнением»: природой, хозяйством, населением. Изучить любую территорию помогает карта. Карта – это «второй язык географии». Методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят широкое применение во многих естественных и общественных науках, таких как геология, история, социология, экономика.
Вопросы по картографии включены в основную программу изучения географии в основной школе в недостаточном объеме. Материал является достаточно сложным для учащихся, но в тоже время и очень интересным. Программа курса «Карта и география» позволяет расширить знания учащихся об истории создания карт, методах их составления и использования. В основе курса положены знания по картографии, позволяющие учащимся восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу.
Программа курса «Карта и география» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов. (2-полугодие, режим – во внеурочное время).
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации, расширяющую сведения по географии, и знакомит учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы и способствующие самоопределению относительно профиля обучения в старшей школе. Курс ориентирован на современные образовательные технологии, соответствие учебной нагрузке учащихся нормативам, создание условий для дифференциации. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий.Программа ориентирована на работу с одаренными детьми, поэтому текст, программы один для всех.Программа одобрена ШМО, утверждена на педагогическом совете. При составлении программы учитывался интерес ребенка, мотивация учения, ибо оно становится личностно – значимым и приводит учащегося к успеху. После изучения каждой темы, проводится контроль знаний и умений.
Цели курса:
- формирование географического мышление через изучение карты как второго языка географии;
- создания условий для дифференциации содержания обучения учащихся с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- воспитание культуры труда при работе с географическими картами.
Задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по географии как науки, которая является ориентиром для многих профессий;
- формирование умения осуществлять различные виды деятельности, развивать творческий потенциал учащихся, умение самостоятельно добывать знания, решать проблемные вопросы;
- способствовать развитию самоконтроля и самооценки с помощью различных форм контроля.
- способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.
Функции курса по выбору:
Курсориентирован на формирование активного географического мышления; развитие свободно и творчески мыслящей личности и способствуетсозданию положительной мотивации обучения. Курс окажет помощь для подготовки к экзамену и при поступлении в туристический колледж.
Методы и формы обучения
Занятия проводятся в форме теоретических лекций, практических занятий, самостоятельных и творческих работ.Занятия способствуют самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Дают возможность реализовать свой познавательный интерес к предмету. Форма занятий индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ведущие методы:
словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
наглядный (демонстрация натуральных объектов, видеофильмов, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
практический.
Формы обучения:
коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
электронные учебные пособия;
теоретические материалы в электронном и печатном формате;
видеофильмы, таблицы, схемы, географические карты.
Формы контроля:
Промежуточный контроль - работа учащихся с картой, участие в коллективной творческой деятельности.
Итоговое занятие – выполнение творческого проекта. Критерием оценки является участие детей.
Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Ожидаемые результаты.
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов:
- познакомятся с новыми понятиями: картографическая генерализация, ортодромия и др.;
- освоят приемы работы с картой;
- овладеют умениями анализировать карты, составлять задания по карте.
- овладеют ключевыми компетенциями, (включающей, элементы логической, методологической, общеучебной деятельности).
Учащиеся должны знать:
- правила работы с источниками информации;
- географические определения (топографическая карта, план местности и т д).
- географические понятия .
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться по карте;
- измерять расстояния, площадь объектов,
- строить профиль местности.
Содержание курса.
Тема №1. Введение. Значение карты в современном обществе. История создания карт. Использования карт в различных видах деятельности современного человека.(Лекция).
Тема №2. Топографическая карта. Особенности карты. Сходство и отличие от плана местности, географической карты. Разграфка карты, номенклатура. Многолистовые топографические карты.
Тема №3.Картографические проекции. История создания картографических проекций. Проекция Гаусса. Виды картографических проекций. Искажения, связанные с разными видами проекций.
Тема №4-6. Практические работы по топографической карте:
-измерение расстояний, измерение площадей, определение координат;
- чтение рельефа, заложение склона;
- построение профиля.
Тема № 7.Виды искажений на географических картах. Искажения длин, площадей, углов и форм.
Тема №8-9.Системы условных знаков. Масштабные и внемасштабные условные обозначения. Картографические способы изображения.
Тема № 10.Практическая работапо картам атласа.
Тема № 11.Картографическая генерализация. Виды генерализации.
Тема №12-14.Приемы самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Ортодромия.
Тема №15. «Круглый стол» - обсуждаем проблему
Тема № 16. Игра «Клуб юных знатоков географической карты»
Тема №17. Итоговое занятие. Выполнение творческого проекта.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Форма проведения | Образовательный продукт | Дата проведения |
1 | Введение | лекция | Знакомство с новыми понятиями. | |
2 | Топографическая карта | конспект | Освоение приёмов работы с картой. | |
3 | Картографические проекции | презентация | Умение анализировать Карты. | |
4-6 | Практические работы по т\к | Самостоятельная работа | Умения составлять задания по карте | |
7 | Виды искажений на г\к | Сообщение | Освоение приёмов работы с картой. | |
8,9 | Система условных знаков Картографические способы изображения | Презентация | Умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания. | |
10 | Практическая работа по картам атласа. | Самостоятельная работа | Умения составлять задания по карте | |
11 | Картографическая генерализация | Сообщение | Освоение приёмов работы с картой, овладение новыми понятиями | |
12-14 | Приемы самостоятельной работы с картой | Презентация | Знать и понимать основные приёмы работы с картой | |
15 | «Круглый стол» обсуждаем проблему. | Беседа | Овладение ключевыми компетенциями | |
16 | Игра «Клуб юных знатоков г\к» | Игра | Освоение приёмов работы с картой | |
17 | Итоговое занятие | Проект | Овладение элементами логической, методологической, общеучебной деятельностью. | |
Приложение. Темы творческих работ.
1. Построить комплексный профиль, используя карты атласа.
2.Дать комплексное описание территории по физическим и экономическим картам атласа.
3.Составить описание местности по топографической карте.
4.По выбору учащегося.
Критерии эффективности реализации программы.
1.Степень новизны для учащихся (материал не содержится в базовых программах).
2.Мотивирующий потенциал (содержание вызывает интерес у учащихся)
3.Развивающий потенциал программы (содержание программы способствует интеллектуальному, творческому развитию школьников)
4.Полнота и завершенность содержания программы в соответствии с поставленными целями.
5. Системность изложения материала
6.Методы обучения (активные)
7. Инвариантность содержания (содержание одно для всех, а задания для разных учащихся разные)
7. Структура программы (разделы программы)
Формирование ключевых компетенций учащихся
Компетенции | Критерии уровня сформированности компетенции | Методы оценивания | Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
Учебно - познавательная | -уровень развития познавательной активности -уровень сформированности интеллектуальных умений | Наблюдение Тестирование | Участие в работе курса | Положительная динамика |
Оргдеятельностная | - уровень сформированности УУН -способность к самоанализу | наблюдение | Деятельностный характер | Положительная динамика |
Креативная | -способность к творчеству | наблюдение | Участие в работе курса | Творческая работа |
Коммуникативная | -способность к социализации | наблюдение | Работа в группах | 100% адаптация |
8