Пояснительная записка к рабочей программе по «ОБЖ» для 11-х классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ является документом локального уровня, регламентирующим организацию образовательного процесса в 11 классе по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в.
Рабочая программа по ОБЖ для 11 класса разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17-12-2010 № 1897, с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).
Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом от «» августа 202 г. № .
Примерная программа для среднего (полного) общего образования по ОБЖ (базовый уровень) 2020 г., реализуется на основе учебника ОБЖ 11 класса, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение 2020 г.).
Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года1 и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года2.
Данный учебный курс занимает особое место в системе общего (среднего) образования потому что особое место в структуре программы занимают раздел «Основы военной службы», путем реализации практической части ОБЖ.
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классах:
углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
усвоение основ медицинских знаний;
расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
распознавание и анализ особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
анализ основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
- формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
При составлении программы руководствовались письмом МО и Н РФ от 7 июля 2005 года №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», опираясь на приказы МО и Н РФ;
- от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- от 9 мая 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классах в программе предусмотрены 35 часов в год (1 час в неделю). В программе представлены три раздела: 1. «Безопасность и развитие человека в среде обитания»,2. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», 3 «Основы военной службы».
Кроме того, в 11 классе предусмотрены практические занятия:
проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов)3 (отдельная рабочая программа).
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе4 раздел 3 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с обучающимися – гражданами мужского пола. Подготовка обучающихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний5.
Содержание программы выстроено по трем линиям: государственная система обеспечения безопасности населения; обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; основы обороны государства и воинская обязанность.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего (среднего) образования обучающихся, потому что в ходе изучения предмета учащиеся формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимых для ее прохождения, изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни и государственную систему обеспечения безопасности населения медицинскую помощь пострадавшим.
В качестве учебно-методического оснащения используется Учебник по ОБЖ для 11 класса авторами-составителями которого являются: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение 2020 г.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 час.
Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
Формы организации учебных занятий:
- лекция;
- беседа;
-контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- практические занятия.
Основные виды учебной деятельности:
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя;
Слушание и анализ выступления своих товарищей;
Самостоятельная работа с учебником;
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источником;
Написание докладов;
Вывод и доказательство формул;
Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя;
Просмотр учебных фильмов;
Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической основой
Работа с базой ОБЖ;
Решение экспериментальных задач;
Работа с раздаточным материалом;
Разработка новых вариантов опыта;
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;
Разработка и проверка методики экспериментальной работы;
Проведение исследовательского эксперимента;
Планируемые предметные результаты Основ Безопасности Жизнедеятельности
Ученик научится: | Ученик получит возможность научится: |
основам составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; | владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; |
основным видам военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; | пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; |
основам задач и государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по отношению к военной службе. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11-х КЛАССОВ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Глава 1 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 9 |
Глава 2 | Основы военной службы | 26 |
Итого: | 35 часов |
Тематическое планирование с указанием количества часов
11А класс (1 часа в неделю, всего 35 часов)
№ | Темы раздела, урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Примечание |
План | Факт | | | | |
Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (9 часов) |
1 | | | Основы здорового образа жизни. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
2 | | | Основы здорового образа жизни. | 1 | Ответить на вопросы в конце параграфа, письменно. | |
3 | | | Основы здорового образа жизни. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
4 | | | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
5 | | | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
6 | | | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 1 | Ответить на вопросы в конце параграфа, письменно. | |
7 | | | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 1 | Ответить на вопросы в конце параграфа, письменно. | |
8 | | | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
9 | | | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
Раздел 2. Основы военной службы (26 часов) |
10 | | | Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
11 | | | Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
12 | | | Символы воинской чести. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
13 | | | Символы воинской чести. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
14 | | | Особенности военной службы. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
15 | | | Особенности военной службы. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
16 | | | Особенности военной службы. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
17 | | | Особенности военной службы. | 1 | Ответить на вопросы в конце параграфа, письменно. | |
18 | | | Особенности военной службы. | 1 | Ответить на вопросы в конце параграфа, письменно. | |
19 | | | Военнослужащий-защитник своего Отечества. Честь и достоинство война Вооруженных Сил России. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
20 | | | Военнослужащий-защитник своего Отечества. Честь и достоинство война Вооруженных Сил России. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
21 | | | Военнослужащий-защитник своего Отечества. Честь и достоинство война Вооруженных Сил России. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
22 | | | Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
23 | | | Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
24 | | | Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
25 | | | Психологические основы подготовки к военной службе. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
26 | | | Психологические основы подготовки к военной службе. | 1 | Ответить на вопросы в конце параграфа, письменно. | |
27 | | | Психологические основы подготовки к военной службе. | 1 | Ответить на вопросы в конце параграфа, письменно. | |
28 | | | Психологические основы подготовки к военной службе. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
29 | | | Дни воинской славы России. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
30 | | | Дни воинской славы России. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
31 | | | Психологические основы подготовки к военной службе. | 1 | Повторить определения параграфа. | |
32 | | | Психологические основы подготовки к военной службе. | 1 | Повторить определения. | |
33 | | | Итоговое занятие. | 1 | Повторить определения. | |
34 | | | Практическое задание. | 1 | Повторить определения. | |
35 | | | Практическое задание. | 1 | Повторить определения. | |
Итого: | 35 часов |
1 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.
2 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р.
3 Приказ Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 г. №96/134.
4 Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 14, пункт 7.
5 Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №481).