Разноуровневая работа по русскому языку для 6 класса
Тема: «Морфемика и словообразование»
ВАРИАНТ 1
I уровень
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите морфемы в словах с пропущенной орфограммой.
(В) этот день вестибюль школы украс…ли осе…ние лис…тья венки цв…ты. Нет для юннатов* поры радос…нее осен… . (От)крывает…ся школ…ная (вы) ставка. Юннаты (вы)водят (на) парад свёклу соч…ные ябл…ки рож… . Дети готов…т мален…кие но сер…ёзные доклады. А потом уг…щают всех чаем (с) варен…ем. Ягоды для него они выр…стили сами на (при)школьном учас…ке.
*Юннат - юный натуралист, участник кружка по изучению природы.
2. Выполните морфемный разбор слов: Заброшу, гнездышко, вырубка, газетный.
3. Определите способ словообразования данных слов: мореплаватель,
Подснежник, паровоз.
II уровень
Составьте словообразовательную цепочку слов:
похолодание, любительский.
Даны слова от разных, но одинаково звучащих корней. Выпишите сначала слова с одним корнем, а затем с другим; корни выделите:
Вода, водить, безводный, заводь, заводить, водитель, водица, водник, наводить, развод, наводнение, наводчик, уводить, сводка, водяной, обезводить, привод, отводить.
Укажите слова, от которых образованы приведённые ниже названия. Объясните, почему данные предметы и действия так названы. Выделите морфемы: черника, рыжик, рябчик, рогатка, затылок, очки, напёрсток, перина, одеяло, покрывало,
Образец: черника — чёрный (ягода чёрного цвета).
III уровень.
Выполните словообразовательный разбор слов. В скобках указано, сколько всего слов вместе с первым должно быть в цепочке.
По-городскому ← (3) Подарочный ← (4) Лекарственный ← (4) Овчинка ← (3) Священник ← (4)
Творческое задание.
Превратите нераспространённые предложения в распространённые. Запишите их, чтобы получился связный текст. Озаглавьте получившийся текст.
Наступили дни. Темнеет. Кружится позёмка.
Лужицы замерзли. Парк опустел. Грустно.
Разноуровневая работа по русскому языку для 6 класса
Тема: «Морфемика и словообразование»
ВАРИАНТ 2
I уровень
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и раскрывая скобки. Выделите морфемы в словах с пропущенной орфограммой.
(В)ход…шь в театр в ожидани… встречи с уд…вит…льным миром. (В)музе… театра ты (по)знаком…шься с куклами разн… стран. (В)зимн… саду увид..шь дер…во с чудес…ными птицами. В водоёме плещ…тся рыбки.
Этаж…м выше (на)ходит…ся зрит…льный зал (с)разн…цветными креслами синими красными з…лёными. Так сделали для того, чтобы р…бята (не)спут…ли м…ста.
2. Выполните морфемный разбор слов: приветливый, бестолковый, прохожу, верхушка.
3. Определите способ словообразования данных слов: разукрасит,
Лесостепь, подоконник.
II уровень
Составьте словообразовательную цепочку слов:
расписание, предпраздничный.
Даны слова от разных, но одинаково звучащих корней. Выпишите сначала слова с одним корнем, а затем с другим; корни выделите:
Носить, нос, носильщик, поднос, носик, переносица, носилки, носовой, подносчик, перенос, заносы, наносный.
Укажите слова, от которых образованы приведённые ниже названия. Объясните, почему данные предметы и действия так названы. Выделите морфемы: рукавица, плетень, подосиновик, огород, петушиться, съёжиться, стушеваться, ошеломить, вздыматься, бельё.
Образец: рукавица — рука.
III уровень.
Выполните словообразовательный разбор слов. В скобках указано, сколько всего слов вместе с первым должно быть в цепочке.
Ослабевающий ← (6) Беспричинно ← (3) Победительница ← (4)
Нянчиться ← (4) Озеленение ← (4)
Творческое задание
Превратите нераспространённые предложения в распространённые. Запишите их, чтобы получился связный текст. Озаглавьте получившийся текст.
Я посмотрел и увидел. Все стояли. Пассажиры оживились.
Поезд тронулся. Перрон опустел. Никто не заметил.