К 1 Вступление | Сочинение можно начать, задав только один вопрос по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. | | |
Формулировка проблемы (Проблема – вопрос, над которым размышляет автор) | В виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту: Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Что такое красота? В чём смысл жизни? От каких факторов зависит формирование личности человека? Как нужно относиться к родителям? Почему взрослым важно сохранить в себе детское отношение к миру? И т.д. Отсылка: Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте И.И. Иванов. Или Этой сложной проблеме посвящен текст И.И. Иванова. | Сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употреблённом в родительном падеже. Проблема (чего?). Обязательно использовать слово «проблема». В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?)…. Чтобы раскрыть поставленную (нельзя: данную или эту этой и т.д.) проблему, автор… Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?)… Внимание! Тема – о чем текст.(«автор пишет о книгах», «автор поднимает тему книги», «автор поднимает проблему книги» - 0 баллов. Проблема – что волнует автора, когда он обращается к этой теме, то есть конкретный ракурс рассмотрения темы. | | |
К 2. Примеров нужно найти два. Два примера – это и есть два аспекта позиции автора. Каждый пример в комментарии нужно объяснить, то есть показать, с какой целью автор приводит этот пример. Задача при работе с комментарием – не только привести примеры-иллюстрации, которые соответствуют поставленной проблеме, но и ответить на вопросы: С какой целью автор приводит пример?(Для чего? Почему? Зачем? По какой причине?) Какая существует связь между примерами? | | |
Тип связи | Примерная формулировка в сочинении | | |
противопоставление | Автор противопоставляет приведённые примеры, чтобы показать… | | |
дополнение | Дополняя этот пример, автор обращается к …. Автор показывает эти эпизоды (примеры), которые дополняют друг друга, чтобы… | | |
сопоставление | Сопоставляя приведенные примеры, автор подчёркивает… | | |
следствие | К чему приводит такое отношение….? Отвечая на этот вопрос, автор… | | |
вывод | Обобщая всё сказанное, автор приходит к выводу: … | | |
причина | Почему герой так поступает? Автор показывает, что… | | |
уступка | Несмотря на кажущуюся очевидность этих доводов, автор… | | |
| | | |
Объём комментария – 5 предложений (от 80 до 120 слов) (пример 1, объяснение примера 1, пример 2, объяснение примера 2, связь между этими примерами), но можно написать больше, например, 6-8. Опора на текст в комментарии обязательна. Объем цитат не должен превышать 20%, потому что «чрезмерное цитирование» приводит к потере баллов по К 5. Чтобы передать содержание выбранного фрагмента, используйте косвенную речь и микроцитаты (от 2 до 7 слов). При этом пишем не о том, что происходит в тексте («Человек пошёл на войну»), а о том, как автор раскрывает поставленную проблему («Автор показывает настроение добровольцев и подчёркивает, что герой текста, Михаил, пошел на войну «с весёлой отвагой»».Или «Автора тревожит отношение современников к книгам, и он с горечью отмечает, что многие «стали читать меньше». Показать ход мысли автора помогут слова-комментаторы | | |
Слова-комментаторы (что делает автор?) | | |
Публицистика | Художественный текст | | |
рассуждает (о чём7) | повествует (о чём?) | | |
вспоминает (о чём7) | вспоминает (о чём?), как.. | | |
описывает | описывает | | |
анализирует | | | |
подчёркивает | подчёркивает | | |
выделяет | выделяет | | |
размышляет о | | | |
сравнивает | сравнивает | | |
цитирует | | | |
опровергает | | | |
противопоставляет | противопоставляет | | |
сопоставляет | сопоставляет | | |
рассматривает | | | |
приводит пример | | | |
опирается на мнение (суждение) | | | |
доказывает, что | | | |
разделяет мнение (кого?) | | | |
отмечает | отмечает | | |
отмечает важность | | | |
подтверждает свои мысли (чем?) | | | |
останавливается (на чём?) | | | |
предлагает задуматься (о чём?) | | | |
обращает внимание (на что?) | обращает внимание (на что?) | | |
создает образ, атмосферу | создает образ, атмосферу | |
сопереживает (кому?) | сопереживает (кому?) | |
негодует (из-за чего?) | негодует (из-за чего?) | |
осуждает (кого?Что?) | осуждает (кого? что?) | |
восхищается (кем?Чем?) | восхищается (кем? чем?) | |
| | | | |
Комментарий (от лат.толкование) к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами). Пример – иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося. | На каком материале автор раскрывает своё видение выдвинутой проблемы илиНа каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чьё мнение ссылается? Первый пример-иллюстрация | | |
Публицистический текст | Художественный текст | | |
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает | (Если повествование ведётся от первого лица (я), слово «автор» заменяется на слово «рассказчик») | | |
Писатель не случайно приводит слова (кого ФИО): «Цитата» | В центре внимания автора случай…. | | |
Автор разделяет мнение (кого) | Писатель изображает (кого-что)… Герой говорит: «Цитата»… | | |
Публицист спорит (с кем)…. | Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя. | | |
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… | Стоит обратить внимание на мысли )слова, поступки) героя. Симпатии автора на стороне героя, который… | | |
Особого внимания заслуживает мнение автора о …. | Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…. | | |
Пояснение примера | | |
Публицистический текст | Художественный текст | | |
Писатель хочет сказать, что… | Автор не случайно обращает наше внимание на…. | | |
Этот пример показывает, что… | Поступок героя показывает, что… | | |
Смысл этого высказывания в том, что… | Слова (мысли) героя позволяют понять… | | |
Эти слова убедительно доказывают, что… | Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… | | |
Я думаю, этим примером автор хотел показать…. | Эти события автор описывает, чтобы… | | |
Приведённые слова содержат глубокий смысл… | | | |
Второй пример-иллюстрация + пояснение примера | | |
Смысловая связь | | |
Противопоставление | Противопоставляя эти примеры(этих героев), автор показывает… | | |
Сравнение, сопоставление | Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев, мы можем увидеть…. Для сравнения автор обращается… | | |
Причина | Что стало причиной этих событий (поступков героев?) Об этом автор пишет далее…. | | |
Следствие, вывод | Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… | | |
Приём иллюстрации | Оба приведённые примера-иллюстрации, дополняя друг друга, позволяют увидеть…. Два приведенных примера-иллюстрации свидетельствуют о том, что…. Приведенные примеры-иллюстрации позволяют увидеть героя в развитии…. Исходя из двух примеров-иллюстраций можно понять, что…. | | |
Дополнение | Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять… | | |
Уступка | Несмотря на то, что все убеждены в правильности…., герой (автор)думает иначе. Несмотря на очевидную правоту героя…. | | |
Структура комментария | | |
5 элементов комментария | Пример комментария | | |
Проблемный вопрос | В чём заключается благородство человека? | | |
Пример-иллюстрация 1 (какой пример из текста отвечает на проблемный вопрос?) | Кир Булычёв знакомит читателей с содержанием статьи о писателе Александре Григорьевич Черняеве. В первую очередь автор упоминает о том, как герой, рискую жизнью, ездил выступать перед бойцами «в самую стужу, под обстрелом» на фронт, как отказался эвакуироваться. | | |
Пояснение 1 (какой именно ответ на проблемный вопрос содержится в этом примере?) | А.Г. Булычёв перечисляет эти поступки, чтобы подчеркнуть, что внутреннее благородство человека проявляется в мужестве и самопожертвовании. | | |
Пример-иллюстрация 2 (какой ещё пример из текста отвечает на проблемный вопрос?) | Особое внимание автор акцентирует на эпизоде с посылкой, которую умирающий от голода пожилой писатель отдаёт соседским малышам. Это поступок, как утверждает К. Булычёв, - настоящий подвиг: «…Он не будет сосать сгущенное молоко в уголке. Не такой старик…» | | |
Пояснение 2 (какой именно ответ на проблемный вопрос содержится в этом примере?) | Так выражено восхищение автора человеком, который считает своим долгом заботиться прежде всего о тех, кто нуждается в помощи | | |
Смысловая связь (как связаны эти два примера, для чего автор обратился к ним?) | Автор показывает эти эпизоды, которые дополняют друг друга, чтобы проиллюстрировать сущность душевных качеств благородного человека. | | |
Позиция автора | Благородство человека заключается во внутренней стойкости, в готовности к самопожертвованию, в заботе о слабых. | | |
К 3 Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, размышляя над какой-либо проблемой. Позиция всегда показывает отношение автора, объясняет цель написания текста, отвечает на вопросы: Что хотел донести до читателей автор? Чему хотел их научить? Позиция автора всегда построена на нравственных ценностях. | Публицистический текст | Художественный текст | | |
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно:…. | Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы , но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…. | | |
И.И. Иванов убеждён: «Цитата» | Позиция И.И. Иванова относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата». | | |
Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего?)…. | Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что И.И. Иванов…. | | |
И.И. Иванов подводит читателя к выводу о том, что…. | | | |
ЧЕК – ЛИСТ Как найти позицию автора? Отметить номера предложений, указанных в задании-рецензии. Прочитать внимательно текст, выделяя основные моменты содержания текста. (Берем ручку и отмечаем в тексте. На выданном вам бланке КИМа можно делать любые пометки. Эти бланки не проверяются.) Выделить первое ключевое слово: понятие, о котором говорит автор. О чём текст? Это тема (например, совесть) Определить второе ключевое слово. О ком идёт речь? (Например: человек, люди, врач, учитель, ребёнок, дети, родители). Определить третье ключевое слово (глагол или отглагольное существительное: влияет, воздействует, зависит, воздействие, влияние, определение, сущность). Выписать из текста слова и словосочетания, которые раскрывают содержание ключевых слов. Записать позицию автора, используя ключевые слова (тема + ещё одно ключевое слово) и выбранные словосочетания, учитывая 2 аспекта проблемы. Сформировать проблемный вопрос. | | |
Например: Позиция автора ясна. Д С. Лихачёв считает, что к пожилым людям нужно относиться с вниманием (аспект 1) и заботой (аспект 2) Отсюда вытекает проблемный вопрос : Как нужно относиться к пожилым людям? (если в формировании позиции автора использованы однородные члены) или Позиция автора ясна. Д С. Лихачёв считает, что к пожилым людям нужно относиться с пониманием (аспект 1), потому что они нуждаются в заботе и внимании (аспект 2). Используется придаточное предложение, и проблемный вопос должен содержать слово «Почему»: Почему к пожилым людям нужно относиться с пониманием? | | |
К 4 Отношение к позиции автора + обоснование | Для выражения своего мнения: Я разделяю точку зрения на проблему… Я придерживаюсь того же мнения на проблему…, что и автор… Я согласен с автором в том, что… Трудно не согласиться с автором текста в том, что Мне близка позиция автора тем, что… | | |
Для аргументации собственной позиции: Как часто приходится сталкиваться с…. Разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…? Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем того, как…. К сожалению, зачастую в наши дни(среди нас; вокруг нас)… Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого… Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает… Когда-то и я впервые услышал о том, что… Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так… Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа… Например: Позиция автора ясна. Д.С. Лихачёв считает, что объединить человечество может стремление к добру. Я согласен с позицией автора: действительно, доброта объединяет людей, поэтому нужно стремиться быть добрыми. Обоснование строится по схеме: тезис – ваше доказательство – микровывод (если аргумент подтверждает позицию автора, а не вашу собственную, получаете 0 баллов по критерию К 4) | | |
Вывод | Таким образом, автор текста убеждает на с том, что … Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что… Автор хочет… И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания | | |