I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Акту-ализация знаний | 7 | 1. Ознакомление с учебником и рабочей тетрадью. Чтение вступительной статьи «Как работать с учебником». 2. Задание на основе работы с текстом «Обсудим вместе», с. 8 | 1. Знакомит учащихся учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями) и рабочей тетрадью, с основными темами и задачами предмета. 2. Организует диалог с учащимися по вопросам: – Чем обладает еще человек, кроме инстинктов? Почему древние люди не могли жить по одиночке, а объединялись в племена и роды? Прочитайте текст. Выскажите свое мнение, почему так произошло. – Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался, как человек? – Сверьте свои высказывания с текстом | 1. Рассматривают учебник, знакомятся с его структурой, читают вступительную статью. 2. Отвечают на вопросы, находят в тексте подтверждения своим выводам | 1. Индивиду-альная и фронтальная работа. 2. Фронтальная работа | Познавательные:используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Уст- ные ответы. 2. Уст- ные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Человек, индивид, личность». 2. Работа со схемой (Приложение 1). 3. Работа с материалом рубрики «Картинная галерея», с. 10–11. 4. Задания в рабочей тетради, № 2, 3, с. 4. 5. Работа с рубриками «Путешествие в прошлое», с. 13, «Картинная галерея», с. 14, «Жил на свете человек», с. 15 | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Делит учащихся на группы, объясняет принцип работы с карточками и схемой: 1) соотнести термин и его определение; 2) прокомментировать свой выбор. 3. Организует работу по материалам рубрики: – составьте словесный портрет девушек; попытайтесь представить черты их характера по их внешнему виду, особенности их поведения. 4. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу по выполнению заданий в рабочей тетради, проводит выборочный контроль. 5. Организует прочтение текста рубрик и обсуждение репродукции картины В. А. Серова «Петр I». – Прочитайте текст. Подумайте, всегда ли выражение «смотреть свысока» означает взгляд с верхнего этажа. Хотелось бы вам общаться с человеком, который смотрит на вас свысока? – Рассмотрите картину В. А. Серова. Как вы думаете, удалось художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявляется? Прочитайте текст о Л.-В. Бетховене. В чем проявлялась сила его личности? Знакомы ли вам его произведения? Есть ли среди них любимое? | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают сложные вопросы. 2. Работают в группах, используя карточки, сопоставляют понятия с термином на схеме, объясняют свой выбор, приводят примеры. 3. Рассматривают картину, отвечают на поставленные вопросы, выражают собственное мнение. 4. Выполняют задания в рабочей тетради. 5. Знакомятся с материалами рубрик учебника, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения, делают выводы | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа | Личностные: выражают осо-знанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. 4. Письменные задания. 5. Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Какие качества характеризуют личность? – Что мы относим к биологическим качест- вам, а что к социальным? – Какие качества личности человека мы относим к положительным, а какие к отрицательным? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |