2020 г.
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, словарей и справочников в открытом информационном пространстве.
- учитывание другого мнения и позиции, стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.
№ | Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности (Организационный момент) | Добрый день, ребята, я предлагаю вам прочитать девиз нашего урока: «Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать!» Сегодня мы с вами продолжим изучать тайны природы. Людей, изучающих природу, можно назвать учёными, исследователями. – Вы бы хотели на сегодняшнем уроке стать исследователями? - А что делают исследователи? - Правильно, открывают новое. Вот и мы сегодня будем делать открытие. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Делают открытия | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность |
2. | Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка учебной задачи (целеполагание) - Согласование цели и темы урока | - Угадайте, где же мы будем делать это открытие. Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят, Сашу - земляникой, Таню – костяникой, Наташу – орешком, Серёжу – сыроежкой, Леночку – малиной, Алёшу – хворостиной. - Что это за богатырь? - Что такое лес? - А как они живут? - То есть в сообществе. А точнее в природном сообществе. - Поэтому, тема урока «Лес – природное сообщество». - Сегодня мы с вами обратимся к растениям леса. - Ребята, а всё ли вы знаете о растениях леса? | Организует диалог с учащимися. Нацеливает учащихся на выбор правильного поведения в природе. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует формулирование темы урока. | Лес. Это природное сообщество, территория, покрытая деревьями, кустарниками, травами, дом для животных дружно, сообща. Наверное не всё | Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. Регулятивные: Уметь формулировать цель, учебную задачу, тему урока. Познавательные: Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию. |
3. | Физкультминутка для глаз | - Закрыли глазки и послушаем звуки леса Звучат звуки леса | Просит закрыть глаза и включает звучание соловья. Организует психоэмоциональную разгрузку учащихся. | Закрывают глаза | Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. Личностные: Создать условия для установки на здоровый образ жизни. |
4. | Постановка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез. | - А знаете ли вы, что существует несколько типов лесов? Нет? - Тогда рассмотрите картинки на слайде, сравните их и дайте названия данным лесам - Почему вы их так назвали? - Но в лесу кроме деревьев растут и другие растения. Всем им необходимы свет, тепло, вода и минеральные вещества. - Как же здесь могут вместе ужиться столько разных растений? - Ваши предположения. - У кого другое мнение? - Одно из приспособлений растений леса к совместной жизни заключается в расположении их этажами – ярусами. | Организует практическую работу, ставит проблемный вопрос, побуждает учащихся высказать свои предположения – гипотезы. | нет/да хвойные, лиственные, смешанные в хвойных преобладают хвойные деревья, в лиственных – лиственные, а в смешанных – и те, и другие высказывают свои предположения | Познавательные: Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию. Личностные: Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Формулируют и аргументи-руют своё мнение, учитывают разные мнения. |
5. | Поиск решения проблемы. Работа с толковыми словарями. - Работа с толковыми словарями В.И. Даля, С.И. Ожегова. | - Может кто-то из вас знает, что такое ярус? - Нет. Давайте узнаем его толкование в словаре. - У меня в руках толковые словари Сергея Ивановича Ожегова, Владимира Ивановича Даля. - Кто хочет найти толкование слова «ярус» в данных словарях и всем прочитать? Ярус (по Ожегову)- ряд горизонтально расположенных предметов. Ярус (по Далю) - порядок в длину, где каждый из рядов лежит один над другим - Предположите, как же тогда уживаются растения в этих ярусах? - Иными словами, учёные располагают растения в ярусах в порядке уменьшения: от самого большого до самого маленького. | Организует практическую работу со словарями. Организует диалог с учащимися, включая их в обсуждение проблемного вопроса. Побуждает к высказыванию своего мнения. | нет желающим даются словари | Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. Познавательные: Предложение способа решения задачи. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. |
6. | Проверка информации. Самостоятельная работа в группах с проверкой и оценивание по эталону. - Тренировка способности к самоконтролю и самооценке. | - Предлагаю поработать в группах и выяснить, какие растения и как расположились на ярусах в хвойных, лиственных и смешанных лесах. - Каждой группе дано задание и план работы. - Что же вы должны сделать, согласно плану работы? Прочитайте по группам пункты: 1. Изучите информацию о представителях леса. 2.Внимательно рассмотрите растения леса. 3.Сравните и выявите их отличительные признаки. - На работу в группах вам отводится 3 минуты. Это время будут фиксировать песочные часы. - Проверяем работу. - Сравните составленные группы. - Что заметили? - Почему вы так расположили растения? - Заполните таблицу 2-3 примерами ярусов леса (на карточках) | Организует работу в группах. Идёт работа по группам «Угадай, кто я?» 1 группа – получают картинки ели, берёзы, осины, дуба, сосны (картинки в конверте) 2 группа – получают картинки малины, калины, бузины, смородины 3 группа – получают картинки земляники, ландыша, одуванчика, мать-и-мачехи. Заполняют таблицу, приводят примеры представителей каждого яруса леса. | работа ведётся 3 минуты 1 группа характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. Это деревья. 2 группа Характерные особенности - имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего ствола отходит несколько твёрдых стеблей. Это кустарники. 3 группа Характерные особенности – растения с мягкими зелёными стеблями. Это травы. Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому могут жить в тени деревьев. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать результаты работы группы. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Личностные: Использовать жизненный опыт, распределять роли в группах. |
7. | Физкультминутка. Закрепление изученного. | - А сейчас немного отдохнём. Встали. Раз, 2, 3, 4, 5, В лес идём мы погулять. За малиной, За калиной. За черникой, За брусникой, Землянику мы найдём, Маме с папой отнесём. - Садитесь. - Работа для закрепления: -К какому ярусу относятся малина и калина? - Черника, брусника и земляника? | Проводит физкультминутку, показывает движения. | шагают шагают наклоны вправо наклоны влево приседание приседание прыжки шагают | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. Личностные: Создать условия для установки на здоровый образ жизни. |
8. | Постановка новой проблемы. Закрепление изученного. | - Легко ли в лесу найти животных? - Почему? - Чем для животных является лес? - Какие животные встречаются в нашем крае? - У птиц, зверьков в лесу есть свои этажи. Мыши, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу. Соловьи, тетерева вьют свои гнёзда прямо на земле. Дрозды устраивают свои гнёзда повыше, на кустарниках. Дятел, синица, совы живут в дуплах деревьев. А на самом верху селятся хищники: ястребы, орлы. - Сделайте вывод. - Какую роль играют животные в жизни растений? - Какую роль играют растения в жизни животных? Сделайте вывод. Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? - Мы забыли об одном обитателе леса: И на горке, и под горкой Под берёзой, и под ёлкой Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. - Нужны ли лесу грибы? - Какую роль в жизни леса и животных играют грибы? - Как же все эти разнообразные растения и животные уживаются вместе? - Зачем бы ты ни пришёл в лес – собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, помни: ты в гостях. Ты в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Выполняй эти правила. | Организует диалог с учащимися, включая их в обсуждение проблемного вопроса. Побуждает к высказыванию своего мнения. Называют животных нашего края Делают вывод Ученики составляют памятку «Заповеди юных защитников природы». | Это не всегда удаётся делать сразу. Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве. Домом, в лесу находят пищу. Вывод: Каждое животное имеет своё место обитания Участвуют в размножении растений, переносят семена на шерсти, отмершие животные участвуют в образовании почв. Растения являются средой обитания, жилищем для животных; животные питаются растениями; отмершие растения участвуют в образовании почв. Вывод: Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. Жизнь одних животных зависит от других. Грибы. Грибами питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни; грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов и веток, отмершей листвы. Вывод: Растения в лесу живут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи – на земле. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество. | Познавательные: Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществ- лять взаимный контроль. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Использовать жизненный опыт. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание. - Фиксирование нового содержания урока. - Оценивание результатов учебной деятельности. - Согласование домашнего задания. | - Наш урок подходит к концу. - Ребята, покажите, каким цветом вы оцениваете свои знания. - Ребята, а сейчас я открою ещё одну тайну природы. Оказывается, данные цвета есть и у неё. И вот что каждый из них означает: Зелёный показывает, что этих растений в природе ещё достаточно. Жёлтый цвет, что растений с каждым годом становится всё меньше, и просит нас об этом задуматься. Красный сигнализирует, что эти растения находятся на грани исчезновения, и их нужно спасать. - О таких растениях, о том, что для этого нужно делать, мы будем говорить на следующих уроках. - А сегодня цвету светофорика будет соответствовать задание на дом. Зелёный – Составить кроссворд на тему «Растения нашего леса». Жёлтый – Найти необычную, интересную информацию о любом лесном растении в нашей местности и представить в виде сообщения. Красный - прочитать параграф учебника стр. 65-68, ответить на вопросы, выполнить задания в рабочей тетради. - Я надеюсь, что для многих урок действительно стал уроком открытий, уроком удивлений. - Спасибо всем за хорошую работу. - Урок окончен. | Организует беседу, связывая результаты с его задачами. Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся на работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. Даёт комментарий к домашнему заданию. | Оценивают работу светофориками записывают домашнее задание | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Познавательные: Уметь представлять подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформ-лять мысли в устной форме. |