II. Актуализация знаний (15 мин) Цель этапа: – дать представление о жизни бабочек. Наш Дом во Вселенной- планета Земля. Из всех планет Солнечной системы только Земля оказалась пригодной для жизни. На ней живут не только люди, но и животные (звери, птицы, рыбы, насекомые). - Знаете ли вы, что половину видов животного мира составляют насекомые? Они очень различаются по внешнему виду и образу жизни. -Давайте посмотрим на доску и найдем среди животных насекомых, назовем и обведем их в кружок с помощью стилуса. - А знаете ли вы, что насекомое саранча может достигать длины 33 см; в одном муравейнике живут до 8000 красных лесных муравьев; насекомое овод может летать со скоростью 50 км\ч. Сегодня на урок я принесла одну интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно и попробуйте отгадать, кто на ней изображен? ( Показ слайда, предположения детей) Физкультминутка для глаз ( 1 мин) Цель: Снять напряжение с глаз. - Отгадайте загадку. В ярком платье модница, Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится – отдыхает. (Бабочка) - Вы наверно уже догадались, кого мы сегодня будем делать (складывать)? -Догадались, ребята? Правильно, это бабочка. А на моей картинке это удивительная бабочка Сатурная ИО. Сегодня мы будем говорить о бабочках. Все вы видели когда-нибудь бабочек. Расскажите, какие они? ( Рассказ детей о бабочках ….легкие, игривые, красивые…) - Правильно, но я бы еще могла добавить, что бабочки изящные, утонченные, стремительные, беспечные, лучезарные, невесомые. Вот вы сейчас сказали, что бабочки красивые. Давайте вспомним стихотворение А. Фета “Бабочка” Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем- Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. Надолго ли без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскрою крылья И улечу. -Скажите, ребята, а кто из вас сейчас вспоминает летние денечки, и бабочек, красиво парящих в синем небе? Давайте еще раз полюбуемся ими. (показ слайдов с видами бабочек под классическую музыку.) (видео запись) Сообщение детей о бабочках (Как появляются бабочки? ) .Стала наша бабочка старенькою бабушкой Вспоминает бабочка давние года. Кем была ты, бабочка? Отвечает бабочка: . Утром, в раннем детстве, я куколкой была. -Кем была ты куколка, в своем раннем детстве? Гусеницей маленькой на листике жила. -Кем была ты, гусеница, расскажи ребятам? В колыбельке маленькой я рассвет ждала. Жизнь бабочек очень коротка. Лишь немногие из них могут прожить девять-десять месяцев. И самая благодатная пора для них – лето. Бабочки питаются сладким соком цветов – нектаром. Поэтому у них и окраска яркая, чтобы не заметили враги на цветке. Бабочки на листьях откладывают личинки, из них появляются гусеницы, а через месяц гусеница вырастает. Она начинает быстро передвигаться по растению, как будто что-то ищет… Она ищет укромный уголок, где совершится её первое превращение. Гусеница прикрепляется к участку стебля и замирает. Из её тела начинает выделяться тончайшая нить, похожая на паутину. Этой нитью она начинает обматывать саму себя – превращается в куколку. Теперь много дней она не будет питаться: накопленного жира достаточно, чтобы произошла полная перестройка организма. В таком виде она называется коконом. Двадцать веков назад китайцы обнаружили, что гусеница бабочки тутового шелкопряда выделяет очень красивую и прочную нить, из которой можно ткать материю. Так был открыт шёлк. Наступят холода. Куколка засыпает на всю зиму. И во сне медленно превращается в бабочку. Весной куколка начинает шевелиться. Кокон лопается вдоль спины. Из «пелёнок» начинает выкарабкиваться бабочка. На этот раз – настоящая. Через несколько часов эти бабочки начинают летать. Вот вы и узнали кое-что о бабочке, теперь можете поделиться знаниями с родными и друзьями. - - Интересно было? - А что нового вы узнали о бабочке? Физкультминутка (1 мин.) Цель: Снять мышечное напряжение Работа с микроскопом (3 мин. ) ( мини- исследование) Гипотеза-бабочка – насекомое. - А сейчас я вам покажу под микроскопом, где мы сможем рассмотреть ее строение. Все внимание на доску. Насекомых легко отличить от других животных по трём признакам: Тело разделено на 3 части- голова, грудь, брюшко. У них всегда 3 пары ног, то есть 6 ножек. У большинства насекомых в определённые периоды жизни отрастают крылья. |