1.Предлог – это… Выберите верное утверждение:
а)…служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;
б)…служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте;
в)…служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова;
г)… часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2.Укажите словосочетание, в котором зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога:
а) вспоминать полёт;
б) говорить ему;
в) любуемся пейзажем;
г) наблюдаем за облаками.
3. Отметьте группу словосочетаний с пространственным значением предлогов:
а) доехать до границы, остаться в трюме, вынырнуть из – под скалы;
б) объявить после старта, закончить перед отплытием, приехать под вечер;
в) остановиться из – за неисправности мотора, оказаться вследствие нездоровья;
г) приехать для переговоров, примчаться на помощь, обучаться для получения знаний.
4. Укажите словосочетание, которое преимущественно употребляется в официально – деловом стиле:
а) сойти с лошади;
б) сбежать с лестницы;
в) встретиться с товарищем;
г) поступить по окончании школы.
5. Выберите вариант правильного употребления предлога и падежа существительного:
а) оплатить за билет;
б) уверенность в победе;
в) таблетки от головной боли;
г) разъяснять о правилах поведения.
6. Укажите группу словосочетаний с производными предлогами:
а) переходит через улицу, надписывает на конверте, отступит от темы;
б) разделит на пять, вдуматься в смысл, прибавит к двум;
в) строить позади дома, накинут поверх пальто, вырыт вблизи стадиона;
г) устанет с непривычки, шагает из школы, сообщить об опасности.
7. Отметьте словосочетание с производным предлогом, образованным от наречия:
а) убедить путём веских доказательств;
б) ходит вокруг дома;
в) заседать в продолжение часа;
г) справились благодаря помощи товарища.
8. Какое из словосочетаний наиболее употребимо с предлогом «ДЛЯ»:
а) таблетки … кашля;
б) лосьон … защиты от укусов комаров;
в) капли … бессонницы;
г) линзы … близорукости.
9. Укажите предложение с правильным употреблением предлога:
а) Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы;
б) Нужно обратить внимание к этой проблеме;
в) Получены интересные предложения из наших регионов;
г) Поход в горы был отложен благодаря сильному туману.
10. Выберите словосочетание, в котором производный предлог пишется раздельно:
а) выйти (на)встречу гостям;
б) двигаться (в)переди колонны;
в) пройти (по)зади стоящего трамвая;
г) продолжается (в)течение недели.
11. Укажите вариант предложения, в котором есть союз:
а) Добрая пословица не в бровь, а в глаз;
б) Из обоих окон мне видно было море;
в) Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно;
г) Зайчонок задрожал всем своим существом, чувствуя эту разницу.(Ф. Кривин.)
12. Укажите сложное предложение, части которого соединены сочинительным (соединительным) союзом:
а) На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жильё. (А.Мусатов).
б) Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли, то есть без плодородной почвы. (А. Мусатов).
в) На топор он совсем не глядел, морщился от махорочного дыма, но насечки клал быстро и ровно.
г) Я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим.(С.Аксаков.)
13. Выберите вариант предложения, в котором присутствует составной подчинительный союз:
а) Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.
б) Очертания низких берегов пропадают, так как по горизонту весь день слогями лежит тяжёлая мгла.
в) Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая тропинка. (В.Короленко.)
г) Пока я производил наблюдения, мои спутники протоптали дорогу на перевал. (В.Арсеньев.)
14. Найдите предложение, соответствующее схеме НЕ ТО ,НЕ ТО:
а) Мал ёрш, да колюч.(Пословица)
б) Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя. (Пословица).
в) Я на руках не то у ели, не то у матери родной.(С.Городецкий).
г) В сотый раз я пожалел, что не родился художником.(К. Паустовский).
15. Прочитайте текст. Укажите верный вариант, в котором так(же), то(же) являются союзами:
(1)На крутом берегу волги в живописной местности Ивановской области есть город Плёс. (2)Так(же) названы посёлки в Пензенской и Саратовской областях. (3)То(же) слово включено и в другие географические названия: Чёрный Плёс на реке Лосьве в Свердловской области, Плёс на Колье в Вологодской области. (4)Это название распространено так(же) и в других местностях: Плесецк в Архангельской области, Плесо – Курья в Кулундинской степи.
(5)Многие географические названия возникли от названий водных объектов (ключ – Гремячий ключ, Пруды – Чистые пруды и т.д.). (6)Слово ПЛЁС то(же) является названием водного объекта. (7)«Плёс» - участок реки более глубокий по сравнению с выше и ниже расположенными», - читаем в словаре.
а) 2,3;
б) 1,3;
в) 4,6;
г) 2,6.
16. Укажите предложение со смысловой частицей восклицания:
а) Что за уха! Да как жирна! (И.Крылов.)
б) Вот уже кое – где мелькает еле заметная травка.(.С.Баруздин.)
в) В твоём докладе мало живых примеров. Вряд ли он понравится слушателям.;
г) Даже ты не веришь мне? А ещё другом называешься!
17.Определите верный вариант, в котором частицы со словами пишутся через дефис:
а) создал(бы), скажи(же), известно(ли);
б) задачу(то) решил, принеси(ка) воды, решил(то) быстро;
в) (ни)кто , (не)заметил, (не)видя;
г) кто (ни)взглянет, кругом (ни)деревца, нет (ни)кустика.
18. Укажите верный вариант, в котором НЕ входит в состав корня:
а) (не)годование, (не)лепый, (не)навидеть;
б) (не)заменят, (не)заботясь, (не)уютно;
в) (не)запечатанное, а раскрытое письмо;
г) (не)встреченный хозяйкой гость.
19. В каком случае частица НИ пишется раздельно:
а) (ни)где;
б) (ни)сколько;
в) (ни)какой;
г) (ни)с кем.
20. Выберите предложение с междометием:
а) Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона.(И.Крылов.)
б) Чего обмен только не предлагали ребята в обмен на ножик.
в) На небе не видно ни звёзд, ни луны.
г) Неожиданно послышалось тихое пение.
Оценивание теста.
- 17 – 20 выполненных заданий – 5;
- 14 – 16 выполненных заданий – 4;
- 11 – 13 выполненных заданий – 3;
- 10 и менее выполненных заданий – 2.
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Служебные части речи" 7 класс»
1.Предлог – это… Выберите верное утверждение:
а)…служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;
б)…служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте;
в)…служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова;
г)… часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2.Укажите словосочетание, в котором зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога:
а) вспоминать полёт;
б) говорить ему;
в) любуемся пейзажем;
г) наблюдаем за облаками.
3. Отметьте группу словосочетаний с пространственным значением предлогов:
а) доехать до границы, остаться в трюме, вынырнуть из – под скалы;
б) объявить после старта, закончить перед отплытием, приехать под вечер;
в) остановиться из – за неисправности мотора, оказаться вследствие нездоровья;
г) приехать для переговоров, примчаться на помощь, обучаться для получения знаний.
4. Укажите словосочетание, которое преимущественно употребляется в официально – деловом стиле:
а) сойти с лошади;
б) сбежать с лестницы;
в) встретиться с товарищем;
г) поступить по окончании школы.
5. Выберите вариант правильного употребления предлога и падежа существительного:
а) оплатить за билет;
б) уверенность в победе;
в) таблетки от головной боли;
г) разъяснять о правилах поведения.
6. Укажите группу словосочетаний с производными предлогами:
а) переходит через улицу, надписывает на конверте, отступит от темы;
б) разделит на пять, вдуматься в смысл, прибавит к двум;
в) строить позади дома, накинут поверх пальто, вырыт вблизи стадиона;
г) устанет с непривычки, шагает из школы, сообщить об опасности.
7. Отметьте словосочетание с производным предлогом, образованным от наречия:
а) убедить путём веских доказательств;
б) ходит вокруг дома;
в) заседать в продолжение часа;
г) справились благодаря помощи товарища.
8. Какое из словосочетаний наиболее употребимо с предлогом «ДЛЯ»:
а) таблетки … кашля;
б) лосьон … защиты от укусов комаров;
в) капли … бессонницы;
г) линзы … близорукости.
9. Укажите предложение с правильным употреблением предлога:
а) Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы;
б) Нужно обратить внимание к этой проблеме;
в) Получены интересные предложения из наших регионов;
г) Поход в горы был отложен благодаря сильному туману.
10. Выберите словосочетание, в котором производный предлог пишется раздельно:
а) выйти (на)встречу гостям;
б) двигаться (в)переди колонны;
в) пройти (по)зади стоящего трамвая;
г) продолжается (в)течение недели.
11. Укажите вариант предложения, в котором есть союз:
а) Добрая пословица не в бровь, а в глаз;
б) Из обоих окон мне видно было море;
в) Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно;
г) Зайчонок задрожал всем своим существом, чувствуя эту разницу.(Ф. Кривин.)
12. Укажите сложное предложение, части которого соединены сочинительным (соединительным) союзом:
а) На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жильё. (А.Мусатов).
б) Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли, то есть без плодородной почвы. (А. Мусатов).
в) На топор он совсем не глядел, морщился от махорочного дыма, но насечки клал быстро и ровно.
г) Я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим.(С.Аксаков.)
13. Выберите вариант предложения, в котором присутствует составной подчинительный союз:
а) Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.
б) Очертания низких берегов пропадают, так как по горизонту весь день слогями лежит тяжёлая мгла.
в) Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая тропинка. (В.Короленко.)
г) Пока я производил наблюдения, мои спутники протоптали дорогу на перевал. (В.Арсеньев.)
14. Найдите предложение, соответствующее схеме НЕ ТО ,НЕ ТО:
а) Мал ёрш, да колюч.(Пословица)
б) Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя. (Пословица).
в) Я на руках не то у ели, не то у матери родной.(С.Городецкий).
г) В сотый раз я пожалел, что не родился художником.(К. Паустовский).
15. Прочитайте текст. Укажите верный вариант, в котором так(же), то(же) являются союзами:
(1)На крутом берегу волги в живописной местности Ивановской области есть город Плёс. (2)Так(же) названы посёлки в Пензенской и Саратовской областях. (3)То(же) слово включено и в другие географические названия: Чёрный Плёс на реке Лосьве в Свердловской области, Плёс на Колье в Вологодской области. (4)Это название распространено так(же) и в других местностях: Плесецк в Архангельской области, Плесо – Курья в Кулундинской степи.
(5)Многие географические названия возникли от названий водных объектов (ключ – Гремячий ключ, Пруды – Чистые пруды и т.д.). (6)Слово ПЛЁС то(же) является названием водного объекта. (7)«Плёс» - участок реки более глубокий по сравнению с выше и ниже расположенными», - читаем в словаре.
а) 2,3;
б) 1,3;
в) 4,6;
г) 2,6.
16. Укажите предложение со смысловой частицей восклицания:
а) Что за уха! Да как жирна! (И.Крылов.)
б) Вот уже кое – где мелькает еле заметная травка.(.С.Баруздин.)
в) В твоём докладе мало живых примеров. Вряд ли он понравится слушателям.;
г) Даже ты не веришь мне? А ещё другом называешься!
17.Определите верный вариант, в котором частицы со словами пишутся через дефис:
а) создал(бы), скажи(же), известно(ли);
б) задачу(то) решил, принеси(ка) воды, решил(то) быстро;
в) (ни)кто , (не)заметил, (не)видя;
г) кто (ни)взглянет, кругом (ни)деревца, нет (ни)кустика.
18. Укажите верный вариант, в котором НЕ входит в состав корня:
а) (не)годование, (не)лепый, (не)навидеть;
б) (не)заменят, (не)заботясь, (не)уютно;
в) (не)запечатанное, а раскрытое письмо;
г) (не)встреченный хозяйкой гость.
19. В каком случае частица НИ пишется раздельно:
а) (ни)где;
б) (ни)сколько;
в) (ни)какой;
г) (ни)с кем.
20. Выберите предложение с междометием:
а) Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона.(И.Крылов.)
б) Чего обмен только не предлагали ребята в обмен на ножик.
в) На небе не видно ни звёзд, ни луны.
г) Неожиданно послышалось тихое пение.
Оценивание теста.
- 17 – 20 выполненных заданий – 5;
- 14 – 16 выполненных заданий – 4;
- 11 – 13 выполненных заданий – 3;
- 10 и менее выполненных заданий – 2.