Урок литературного чтения по программе «Начальная школа 21 века».
Тема: Е. Чарушин «Яшка»
Цель урока: знакомство с произведением Е.И. Чарушина.
I. Мотивация к деятельности.
Беседа
- Здравствуйте. Сегодня у нас урок подсказок и предположений. Как вы понимаете эти слова?
- В словаре Д.Н. Ушакова говорится, что подсказка - это даваемый совет, намёк; слова, помогающие вспомнить что-либо. Предположение – предварительное суждение, догадка о чем-либо.
Я желаю нам успехов!
2. Речевая разминка
- проговаривание скороговорки
Ведьма превратила ленивую королеву в говорливую ворону. 3 раза вполголоса и шепотом. Отдельная группа детей проговаривают скороговорку с разной интонацией.
3. Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).
Небылицы
Я купил на птичьем рынке
Говорящего кота,
Но не знал ещё, что будет
С ним сплошная маята.
Убежал мой кот из дома
И явился в детский сад.
Пел он песню «Чунга-чанга»
Тридцать три часа подряд.
II. Постановка учебной задачи.
− Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать?
- откройте учебник на с. 47, прочитайте название текста и автора. Это будет темой нашего урока. (на доске тема урока)
- Чем мы будем заниматься на уроке?
- Это будет цель нашего урока. Знакомство с произведением Е. Чарушина «Яшка». (на доске)
III. Открытие нового знания.
Предтекстовая работа. Антиципация.
1)-прочитайте фамилию автора. (портрет) Что вы знаете об Евгении Ивановиче Чарушине?
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
- О ком он писал? (о животных) (выставка книг)
- Какие произведения по жанру писал Е. Чарушин? (рассказы)
- Что значит рассказ? (произведение, в котором описываются реальные события)
2) Прочитайте подзаголовок рассказа «Ребята и зверята».
- Предположите, о ком будем читать произведение. (об отношениях людей и животных)
3) прочитайте название произведения.
- Яшка. Как вы думаете, кто это? (животное, мальчик)
4) Посмотрите рисунок на с. 48.
-Предположите, о ком будет этот рассказ? (ворон, птица, мальчик, зоопарк)
Посмотрите рисунок на с. 49.
- Предположите, где еще будут развиваться события?
-Что делает герой? Что вы видите? (разговаривает, закрытая клетка)
- Что лежит на тарелочке? (горох)
5) добавление слов к предтекстовой работе
- Зоосад – сад для животных.
- Клетка-вольер – площадка для содержания животных, огражденная металлической сеткой.
6) Работа с текстом.
-Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» учителем (или хорошо читающими учениками).
7) Работа по вопросам учебника.
- От чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведется от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)
- Кто жил в клетке?
- Почему автор испугался и растерялся?
- Что было в кармане у Е. Чарушина?
- Что сделал ворон?
- Почему автор назвал ворона «умной птицей»?
Ворон – это птица, которая с легкостью приспосабливается к любым условиям обитания. Эта птица распространена практически по всей планете. Мрачный силуэт в небе этой птицы всегда наводит на самые нелепые мысли. На самом деле, только сейчас стало известно, насколько умная и терпеливая эта птица. Еще не так давно ворон служил символом несчастья и различных фобий. Образ ворона трансформировался в мифологию многих народов, в художественную литературу, в музыку и в кинематографию.
На протяжении многих времен люди пытались приручить ворона и содержать его в качестве домашней птицы. Несмотря на это, ворон олицетворяет свободу и несвойственный для птицы интеллект. Было время, когда численность этой птицы начала снижаться, приобретая угрожающие показатели. К счастью человек позаботился о том, чтобы популяции ворона не уменьшались, поэтому его численность стала увеличиваться.
- А вы с кем должны делиться?
- О чем думал писатель?
- Кого можно научить говорить?
- Как птиц учат говорить?
- Зачем закрыть платком?
- Каким голосом?
- Сколько раз повторять фразу?
- Что сделать после урока?
- Как автор назвал все эти действия?
8) Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.
− рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («удивление», «неожиданная просьба».)
− найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить ее говорить. На иллюстрации мы видим, что автор уже обучает птицу.)
9)работа над предположениями
- Давайте проверим наши предположения.
-Верно, что произведение, которое мы читали – рассказ? Докажите.
- Верно, что в рассказе говорилось о животном, а конкретно о птице?
- Был ли мальчик в рассказе?
- Где происходили события?
- Где находились птицы?
- Для чего необходим горох?
- В каком порядке вы расставили слова? Почему?
-Какие слова еще добавили?
10) Викторина «Красный, желтый, зеленый»
Вопросы в презентации. Детям необходимо выбрать правильный ответ и положить жетон перед собой. В конце викторины, проверить правильность ответов.
Познавательные уровни и критерии оценки | Вопросы |
Знание (зеленый) | Выберите правильный ответ. В рассказе говорится о: 1.Мальчике Яше; 2.Вороне Яше; 3.Клоуне Яше. |
Понимание (желтый) | Почему, чтобы научить птицу говорить, надо посадить ее в маленькую клетку и прикрыть платком? 1.чтобы птица уснула. 2.чтобы птица испугалась и начала говорить. 3.чтобы птица не развлекалась. |
Применение (красный) | Найдите предложение из текста. 1.Дай Яше горошку! 2.Дай Яше сахару! 3.Дай Маше горошку! |
Правильные ответы:
2- зеленый;
3 – желтый;
1 – красный.
Дети поднимают руки, если все правильные ответы.
IV. Итог урока.
– Кто рассказал, как научить птицу говорить?
– Какие открытия вы сделали на уроке?
- Чему учит рассказ?(беречь природу, ухаживать за животными).
- Какая пословица более отражает главную мысль текста? ( мы в ответе за тех, кого приручили).
V.рефлексия
Выберите цвет жетона, соответствующий вашей самооценке.
- зеленый – отлично! Я все понял!
- желтый – хорошо! Что-то осталось неясным. Я еще раз прочитаю и все пойму.
- красный – плохо! Я ничего не понял. Мне надо еще несколько раз прочитать рассказ.
6