- учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;
- отработают вычислительный навык в пределах 10.
-развивать умения решать задачи и примеры изученных видов.
- развивать наблюдательность, внимательность, аккуратность.
- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;
- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;
- уважительно относиться к чужому мнению.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: активизация учащихся | Настраивает детей на работу. - - Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика. - Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? Давайте на уроке трудиться под девизом (хором): Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы в первом классе учимся! Всё у нас получится! Дети садятся. (слайд 2) | Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. | Коммуникативные УУД -уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им. Регулятивные УУД: самоопределение, саморегуляция. |
Актуализация знаний Устный счёт Цель: закрепить единицу измерения массы - килограмм. | - Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать. - 5 увеличить на 3? (8) - 10 уменьшить на 6? (4) - это число является предыдущим для числа 2 (1) - это число является последующим для числа 6 (7) - чьи это соседи: 4 и 6? (5) Задачи в стихах. С неба звездочка упала, В гости к детям забежала Две кричат во след за ней: «Не забудь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало? (3) Решила старушка – ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка – ватрушки испечь, А сколько их надо – совсем позабыла. Две штучки – для внучки, Две штучки – для деда, Две штучки – для Тани, Дочурки соседа. Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки! (6) Шесть орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке. Свинку ежик повстречал И еще четыре дал. Сколько орешков свинка Деткам принесла в корзинке? (10) -Вспомните и ответьте на вопросы: -Как определить массу предметов? - Каким прибором измеряют массу предметов? - С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке? - Подумайте и ответьте: что легче килограмм вишни или килограмм картофеля? | Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке взвесить весами килограмм масса одинаковая | Познавательные УУД -обобщение |
Постановка учебной проблемы Цель: организовать постановку цели урока | Создаёт условия для формирования цели урока. Подводит к вопросу: какой единицей измеряют жидкость? Проводит практическую работу с использованием наглядности. Помогает учащимся сформулировать тему и цель урока. На доске слова: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём; - Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.(слайд 4) Проверка: 1. Весы, масса, килограмм. 2. Длина, сантиметр, линейка. (слайд 5) -Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. -Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм. -Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? (слайд 6) ? величина объем - Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме? Перед детьми на столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 3 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости. - Ребята, посмотрите внимательно на стол. - Что вы видите? - Какие задания можно придумать с этими сосудами? Как сравнить количество воды в этих сосудах? -Чего мы ещё не знаем? -Так какая же цель у нашего урока? Что нового мы должны узнать? -Вот это мы сейчас и исследуем. | Дают всевозможные ответы. Активно участвуют в практической работе, поддерживая диалог с учителем. Под руководством учителя формулируют тему и цель урока. -Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает. 1. Что такое "объем". 2. Можно ли сравнить объем 3. Как измерить объем. 4. Каковы единицы измерения объема. Разные сосуды с водой. - Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. - Сколько всего воды во всех сосудах. - А можно выяснить, где воды больше, а где меньше? Нужна мерка. Как измерить жидкость? Узнать её количество? | Личностные УУД - проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД -уметь высказывать своё предположение; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД -участие в коллективном обсуждении проблемы; -умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД - анализировать, синтезировать, сравнивать информацию. |
Поиск решения проблемы Цель: ознакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра | Учитель берёт в руки стакан с водой. - Что у меня в стакане? - Какая она? Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой? - Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? - Приведите примеры ёмкостей. - Посмотрите на столе у меня пакет из-под молока, пачка сока и банка. У этих емкостей есть одинаковый признак, по которому эти сосуды совпадают. Отгадайте этот признак. - Этот признак называется емкостью или объемом и измеряется он в литрах. Слово «литр» сокращённо пишут так: л, 3л, 7л. (слайд) - Запишем в нашей тетради. - Сформулируем тему нашего урока. - Где вы встречали эту единицу измерения? (слайд) - Измерим ёмкости, выливая из них воду литровыми банками. - Какой можно сделать вывод? - А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами. - Почему так произошло? - Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов? | вода жидкая Она растеклась, потому что жидкая. Ёмкости. стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр. предположения детей (помещается одинаковое количество жидкости) Литр В магазине, на автозаправке. Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды. - Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь - разное. - Измерять одинаковой меркой, а не разной. | Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы. |
Динамическая пауза | - Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину - вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете. Будьте внимательны! (слайд) 4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л. | | |
Воспроизведение нового знания Цель: включение нового знания в систему знаний. | 1. Устный счет. (слайд) 9л -...= 3л ...л +2л = 8л ..л - 4л = 4л 4л + 3л - 5л =...л 7л - 6л =...л 6л - 5л + 8л =...л - Решите задачу: Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя - 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе? - Какая единица измерения встретилась в этой задаче? 2. Решение задачи из учебника с.38, №3 3. Организует работу в группах.(карточки) 1. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи. Ч С С Ч 2. Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б. (по рисунку) 3. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 2 л? Как отмерить 4 л? Проверка работы. | Работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к единому мнению. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Оформление схемы и решения задачи в тетради. Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи. | Познавательные УУД -самостоятельное создание способов решения проблемных задач. Регулятивные УУД - саморегуляция Коммуникативные УУД - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: самооценивание. |
Рефлексия деятельности. Цель: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить собственную деятельность; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. | Что сегодня на уроке мы нового узнали? - Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина? - Что такое ёмкость? - А в природе существуют «ёмкости» для воды? - А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему? - Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как? Игра «Математическая грамматика». Составьте слова: Жизнь - знь + д + кость =жидкость Извоз - воз + мера - а + ить = измерить Лил - л + тр =литр Продолжите фразы: Я и не подозревал, что .... Теперь я могу.... Домашнее задание: Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле. Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. А теперь, возьмите модель бумажного кораблика, который лежит у вас на парте, приклейте к нему флажок: красный – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный - если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно. | как измерить количество жидкости сосуд, куда наливают жидкость водоёмы | Познавательные УУД -контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |