Открытый урок в 8 «а» кл по рассказу Л.Н.Толстого « После бала»
Предмет: литература Учитель: Бакаева С.Ш/1 кв.категория/
Класс: 8 «а» Учреждение: МБОУ СОШ №3
Тема: Приём контраста в рассказе. Адрес: Саратовская обл., ул. Красный боец
Цель: с.Александров-Гай, Александровогайского р-на.
содержательностная:
проанализировать рассказ, раскрыть его идею,
понять авторскую мысль; усвоить приём контраста и его
роль в литературном произведении
деятельностная:
совершенствование навыков анализа и уметь, развитие
речи, развивать умение находить нужную информацию и
делать выводы, развивать внутреннюю самооценку,
коммуникативные навыки ,формирование сведений
о жизненной позиции автора, воспитывать нравственные качества.
Доска:
Портрет Л.Толстого Рассказ «После бала» /1903г./ Эпиграф (пусто)-в процессе работы над высказываниями РАССКАЗ В РАССКАЗЕ общество среда случай воспитание самовоспитание самосовершенствование любовь жизнь Словарь КОНТРАСТ Масленица П ВСЧПСВ МмВЕ |
Сценарий:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Оргмомент | СЛАЙД 1 МУЗЫКА Приветствие. | | Личностные |
Настрой на успешную работу. | СЛАЙД 2 См. на доску. Слово «урок». -Какие слова у вас ассоциируются с этим словом? -Думаю, что наш урок принесёт всем нам всё, что вы назвали. | Удача Успех Улыбка Участие Уверенность Удовлетворение | Коммуникативные |
Актуализация знаний | СЛАЙД 3 МУЗЫКА -На столах лежат высказывания великих людей. Выберите от группы одно ,которое можете объяснить… | Дети выбирают высказывание и объясняют: Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир. Виктор Франкл Неудача-это просто возможность начать снова, но уже более мудро. Генри Форд Создаёт человека природа, но развивает и образует общество. В.Г.Белинский Случайность влияет на судьбу самым непосредственным образом. ? Слепой случай меняет всё. Вергилий Чтобы увидеть, как изменяется мир, достаточно понять, что ты стал сам другим человеком. Орхан Памук | Регулятивные Личностные |
| - Сегодня мы будем разбирать рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Как эти высказывания ,их смысл вы понимаете и относятся ли они к этому произведению? | Рассуждают | Корректирующие |
Определение темы и цели урока | -Каковы же будут цели нашего урока? О чём мы будем говорить? Каков будет план нашей работы? -Проблемный вопрос? | Ставят цели урока. Узнать о приёме контраста в рассказе 1.История создания рассказа. 2.Сюжет рассказа. 3.Анализ ,выявить приёмы ,используемые автором. 3.Выявить авторскую мысль. 4Сделать выводы. Определяют проблемный вопрос.( Что такое контраст? О чём хотел сказать Толстой в рассказе? | |
| Рассказ «После бала» написан в …? | 1903 г. | |
Постановка в трудную ситуацию | -Что стало «толчком» для написания рассказа?(См.учеб.стр.28). -Каково было общественно-политич.обстановка в стране? | Находят информацию в учебнике, зачитывают.(40 –е годы 19 века, эпоха Николая 1-статья Толстого «Николай Палкин»)) +история с братом Толстого:Варвара Андреевна Корейш,дочь воинского начальника в Казани-Андрея Петровича Корейша. | Компетентностные Познавательные |
| -Сюжет рассказа, несмотря на его краткость очень глубок своим смыслом. -Какие приёмы помогли писателю раскрыть этот смысл в небольшом жанре «рассказ»? | Рассказ в рассказе,контраст | Регулятивные |
| -Давайте вспомним сюжет рассказа «После бала». | Передают сюжет рассказа | Развитие речи |
| _-Как строится рассказ? Какова его композиция? | Композиция рассказа | Регулятивные |
| -Почему рассказ носит такое название? Почему не просто «Бал»? | | Корректирующие |
| -С чего начинается рассказ? -Почему? | Реплика из диалога. Создаёт иллюзию реальности. | Личностные |
Выход из трудной ситуации | -Что мы узнаём о рассказчике? Задание: 1гр-Кто он сейчас? 2 гр- Что узнаём о нём перед балом? 3 гр- Кто такая Варенька? | Работа по учебнику. | Компетентностные |
| Проверка 1группы. -Почему «уважаемый всеми»? -Что было предметом разговора между Ив.Вас. и его молодыми товарищами? -Что утверждал Ив.Вас.? Проверка 2 группы. -Что же представлял собой Ив.Вас. в молодости ,перед балом? -В кого влюблён Ив.Вас.? Проверка 3 группы. -Что представляла собой Варенька? На что обращает внимание Ив.Вас.? Вывод!(Ив.Вас.-молодой дворянин…) | Ответ 1 группы Ответ 2группы Ответ 3 группы Делают вывод | Личностные |
| -Почему он оказался на балу? У кого? Итак, бал. Что же увидел Ив.Вас. на балу? Задание: 1гр-интерьер,люди 2гр-Варенька,её отец 3 гр-Ив.Вас. | Отвечают Выполняют задание(см.учебник-текст рассказа) | |
| Проверка по группам. -Какие чувства испытал Ив.Вас.на балу? Почему? Что делал на балу ? -Какой момент на балу стал кульминационным? -Что поразило героя и гостей бала в танце отца и дочери? -Кого мы здесь больше видим- отца или офицера? -С каким чувством Ив.Вас.покидает бал? -Что происходит с ним дома? | Работа по тексту рассказа- Стр 35.(«обнимал мир любовью») | Корректирующие Личностные |
| После бала. Задание: 1гр-Улицы, люди 2гр-Отец Вареньки, солдаты. 3гр-Ив. Вас. -Обратите внимание на детали, выразительные средства | Цвет А ля Николай 1 Встретился глазами Заснул только к обеду( и то пьяным) | Развитие речи |
| Проверка ответов | | |
Рефлексия | -Что происходит с героем? С каким чувством уходит домой? Как помог приём контраста раскрыть идею автора? -В какое время происходят события в рассказе –время года? Масленица. -Прощёный день. См.КАРМАН -веер«Масленица» -Что повторял наказываемый? -Что совершил полковник? -Ваше отношение к тому, что произошло на плацу? -Кому стало неудобно от этого? -Как вы оцениваете поступок полковника? -Как оценил действия полковника Ив.Вас.? -Зачем рассказал историю? -Как это случай изменил его жизнь? -Что произошло в жизни Вареньки? Жалеет ли Ив.Вас. о том, что они не вместе? -См.иллюстр. к рассказу «После бала».Что за эпизоды изобразили художники? -Как вы думаете ,выполнили мы с вами цели урока? Его план? Давайте проверим. Задание: на выбор- Диаманта Синквейн Хайку По рассказу и его героям. Проверка. Д/З-письменно ответить –Согласны ли вы с Ив.Вас., что случай может изменить жизнь? | Последний день Масленицы.(стр.36) Называют дни Масленицы. «Братцы, помилосердуйте!» Дают ответы Выполняют задание Делают выводы ЗаписываютД/З | Компетентностные Познавтельные Рефлексия |
| Оценивание работы самими обучающимися. | Самооценка,итоги | Самооценка |
| Попросим нашу работу оценить и гостей урока- синквейн по уроку, его настроению( вспомните слова на «У» | | |
| Проверка Благодарит за работу. | | |
Самоанализ открытого урока литературы в 8 «а» кл по рассказу Л.Толстого «После бала»
Урок был дан в соответствии с рабочей программой .
Рассказ был прочитан обучающимися дома. Их задачей было- освоить содержание рассказа. На уроке были поставлены цели содежательностные и деятельностные, включающие образовательные, воспитательные и развивающие.Класс справился с их постановкой и планом работы.
Тип урока- урок «новых знаний»- познакомились и рассмотрели приём контраста и его роль в произведении. Используемые методы и приёмы- исследовательский/находили необходимую информацию/ ,критического мышления,др.
На уроке применялись различные способы мотивации- высказывания, настрой на урок, знакомство с новыми словами, приёмами, наглядность, прослушивание информации.
Использовались современные технологии: компьютерная.
Были использованы межпредметные связи- история/Эпоха Николая 1/
На уроке старались выдержать соответствие соотношений репродуктивных( чтение, пересказ, ответы на вопрос,)и исследовательских заданий(доказать утверждение, сравнить информацию)
Деятельность обучающихся была равнозначной с деятельностью учителя.
На занятии сочетались разных формы работы- групповая, фронтальная, индивидуальная.
Был организован самоконтроль за работой.
Задания использовались разной сложности.
Наглядная информация направлена была на мотивацию, на решение поставленных задач.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке совершенствовались УУД:
Регулятивные:
Учащиеся сам-но определяли цель,составляли план, действовали по плану, оценивали результаты.
Познавательные:
Извлекали информацию,её анализировали ,сравнивали.
Коммуникативные:
Чётко формировали свою позицию, способныбыли к пониманию других, выделяли информацию явную и подтекстную
Личностные:
Ориентировались в системе ценностей, выбирали правильную информацию, направления, способны были оценивать поступки ,находить мотивы совершённым поступкам.
Цели урока выполнены.