ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Казанская школа № 61»
Урок по живому миру в 3б классе
«Приготовление и хранение продуктов питания»
в рамках республиканского семинара для слушателей программы повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций по проблеме: «Особенности тьюторского сопровождения детей с сенсорными нарушениями»
Вильданова Г.Р.
учитель-дефектолог
I квалификационной категории
29 апреля 2016 года
Цель: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания.
Задачи:
Образовательные:
закрепление информацию о классификации продуктов питания; обобщающее понятие «Продукты питания»;
помощь в осознании необходимости правильного питания
показать необходимость знания алгоритма составления пирамиды питания
стимулирование самостоятельного освоения основ правильного питания
Коррекционно – развивающие задачи:
развивать мыслительные операций сравнения, анализа, синтеза;
формировать способность пересказывать текст с помощью наводящих вопросов.
активизация словаря по теме "Продукты питания".
развивать графические навыки, сенсомоторные навыки, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, любознательность.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Используемые методы: учебно-исследовательский, деятельностный
Используемые формы организации познавательной деятельности: диалог, работа в группах, работа в парах, фронтальная работа.
Оборудование: авторская компьютерная презентация к уроку, учебник «Живой мир», 3 класс, тетрадь для самостоятельных работ по окружающему миру, карточки с заданием, загадки с иллюстрациями, картинный материал по теме: «Продукты питания», несколько продуктов с маркировкой срока годности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся соблюдать правила питания, объяснять понятия здоровая пища, вредные продукты, полезные продукты.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять, как нужно питаться, знать понятия: «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», знакомиться с правилами питания.
Коррекционные: планирование – выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.
Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: самоопределение – принимают установку на здоровый образ жизни.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы тихонечко вздохнём
И урок мы свой начнём!
Учитель: Ребята. Сегодня мы повторим с вами, какие бывают продукты, вспомним, как готовят пищу, будем учиться образовывать новые слова, составлять предложения. Но, сначала, я загадаю вам загадки.
Сидит на ложке,
Свесив ножки.
(Лапша)
Я красива, я кругла,
Меня бабушка пекла.
Маслом поливала,
Маком посыпала.
(Булочка)
Из муки его слепили,
После в печку посадили
На окошке он студился,
По дорожке он катился
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От нее уйти не смог.
Что за сказка?…
(Колобок)
2. Беседа о продуктах питания.
Учитель: Ребята, пусть Колобок немного отдохнёт, а мы, немного побеседуем. Пожалуйста, вспомните, из какой сказки наш герой? «Колобок»
Учитель: Из чего сделан Колобок?
Дети: Из теста.
Учитель: А тесто из чего готовят?
Дети: Из муки, молока, яиц, сахара, соли, масла.
Учитель: Назовите одним словом все, что перечислили. (Продукты питания).
Учитель: Колобок, а тебе интересно услышать, что знают наши дети о продуктах питания?
Ребята, припомните, пожалуйста, какие группы продуктов вы знаете. (Ответы детей, вывешивание картинок на доску).
Учитель: Перечислите, пожалуйста, известные вам молочные продукты (мясные, хлебобулочные, мучные, крупяные, кондитерские). (Ответы детей, вывешивание картинок на доску).
Учитель вместе с детьми повторяет названия продуктов (молочные, мучные, мясные и т.д.), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья человека и всех людей.
3.Физминутка
Колобок (учитель): Ребята, я предлагаю вам немного размяться!
Раз, два, три четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали— Так мы маме помогали. | Шаги на месте Движения, имитирующие мытьё посуды Руки к плечам – в стороны Руки в «кольцо» над головой Движения, имитирующие мытьё посуды Движения плечами вверх-вниз Наклоны головы к плечам Развести руки в стороны |
4. Лексико-грамматические игры и упражнения
«Что приготовим?»Образование относительных прилагательных от существительных.
Педагог дает детям предметные картинки, на которых изображены: рыба, мясо, курица, хлеб, молоко, сахар, творог, яйца.
Каждый ребенок рассказывает, что он приготовит из своего продукта (мясной фарш, куриный бульон, хлебные сухари, молочный коктейль, овощное пюре, фруктовый сок, сахарный сироп, творожное печенье и т. д.).
5. Игра «Третий лишний»
Педагог выставляет картинки, в которых перемешаны разные виды продуктов, задача детей – определить, какой продукт в группе продуктов «лишний».
6. Таким образом, ребята, не только ваше здоровье, но и внешний вид напрямую зависит от того, что, в каких количествах и как вы едите.
Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к следующей п и р а м и д е.
2.Работа по группам.
- Каждая из четырёх групп учащихся подготовила сообщение о пирамиде питания.
1 группа.
В о с н о в а н и и пирамиды – хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола («бородинский», «докторский» и другие).
В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. Многое зависит от способа приготовления. Известно, что крупу гречневую лучше не поджаривать, потому что из нее «уйдут» практически все витамины группы В.
Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них вашему организму будет больше пользы.
Рис по праву занимает важное место в кухне многих народов мира. Его можно встретить в супах, плове, пирогах, десертах и многих других блюдах, знаменитых во всем мире. Его самые
главные качества – это высокая питательность и сочетаемость с другими ингредиентами блюда – мясом, птицей, рыбой, морепродуктами и овощами. Рис очень полезен для организма человека.
2 группа.
В т о р а я с т у п е н ь пирамиды – это фрукты и овощи.
В среднем взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны.
Возьмите за правило хотя бы в летне-осенний период пить овощные и фруктовые соки.
Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5–2 часа после еды.
3 группа.
В с л е д у ю щ е й с т у п е н и пирамиды – мясо, рыба, птица и молочные продукты.
Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо – это животный белок. На его усвоение требуется 6–8 часов, то есть в 7–9 раз больше энергии, чем на углеводы. Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные «деликатесы» включают
в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.
Полезны и морепродукты – кальмары, мидии, морская капуста.
Молоко любят многие. Бесспорно одно: молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. Очень полезны для здоровья стакан кефира на ночь, а на завтрак – йогурт с пониженным содержанием жира.
4 группа.
Н а в е р ш и н е п и р а м и д ы здорового питания – соль, сахар и сладости.
Как мало им отводится места! Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль – до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет – джемы и фрукты.
- Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!
Нежный организм ребенка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма, особенно скелет и чрезвычайно чувствительная в этом периоде жизни центральная нервная система. Она нуждается в необходимом количестве строительного материала, обеспечивающего проводимость нервных импульсов и развитие психических процессов. Именно поэтому очень важно в этом возрасте следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.
Беседа.
- Среди всех продуктов существуют те, которые полезны людям. Это кефир, молоко, рыба, овощи, фрукты, ягоды и т.д.
- Но есть и те, которые в большом количестве, вредны для здоровья. Это сахар, конфеты, шоколад.
- А также есть продукты, которые не приносят вреда, но не являются полезными, необходимыми для здоровья. Это белый хлеб, булочки, пирожки, печенье
Игра “Полезные и неполезные”
(Полезные – хлопайте в ладоши, а неполезные, хотя и вкусные – сидите тихо)
Яблоко, торт, огурцы, рыба, карамель, морковь, творог, ириски, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр. Кедровые орешки, свёкла, кефир.
6. Игра с мячом "Думай и отвечай"
Игра способствует активизации глаголов, близких по значению.
Учитель (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы): Суп варят или жарят? Что ещё можно варить?
Ребёнок: Компот, варенье, кашу, лапшу, макароны.
Учитель: Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё можно кипятить?
Ребёнок: Воду.
Учитель: Котлеты пекут или жарят? Назови, что ещё можно жарить?
Ребёнок: Картофель, рыбу, яйцо, мясо.
Учитель: Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут?
Ребёнок: Пироги, торты, печенье.
Учитель: Назови, что можно тушить?
Ребёнок: Овощи, мясо.
7. «Подарки для Колобка».
Жили-были сыр, котлеты,
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты,
Называем их — продукты,
Называем их — еда,
Очень любим их всегда!
Пересказ рассказа «Что вкуснее?»
«Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее.
Котлета сказала: - Я вкуснее всех, потому что я из мяса.
Суп сказал: - Я вкуснее всех, потому что я из курицы.
А салат им в ответ:- Я вкуснее всех, потому что я из овощей.Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, — возразил компот.
Я вкуснее всех, потому что я из творога, — вмешался в спор пирог.
Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, — крикнула запеканка. Пюре сказало:- Я вкуснее всех, потому что я из яблок.
Квас закричал: — Я вкуснее всех, потому что я хлебный.
Кисель не согласился: — Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.
А каша ему: — Я вкуснее всех, потому что я молочная. Таня услышала спор продуктов и сказала:
- Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием».
8. Рефлексия занятия.
Список используемой литературы:
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь учительам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. – 128с.
Лопухина И.С. Учительия – речь, ритм, движение: Пособие для учительов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 256с., ил.
«Правила здорового питания»
1. Больше ешь овощей и ………………….
2. Не ешь много сладостей и ……………..
3. Ешь разнообразную…………..
4. Пища должна быть …………
5. Обязательно завтракай. А вот за ужином старайся ……….
Слова для справок: фруктов, пищу, разнообразной, сдобы, не кушать много.
«Продукты, которые едят в стране здоровяков»
Чипсы
–
Морковь
+
Капуста
+
Яблоки
+
Пепси
–
Торты
–
Конфеты
–
Лук
+
Рыба
+
Майонез
–
«Сникерс»
–
Геркулес
+
Кефир
+
Сок
+
Жирное мясо
–
Фанта
–