МБОУ «Гимназия №1 имени К.И.Щёлкина»
г.Белогорска Республики Крым
Интеллектуальная игра
«ПУТЕШЕСТВИЕ
В МИР КЛЕТКИ»
Открытое внеклассное мероприятие в рамках
предметной недели «Биологии».
Провел учитель биологии Федоренко В.В.
Путешествие в мир клетки.
Цели:
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки;
-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру;
-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности студентов, культуру диалогового общения;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, видеопроектор, компьютерная презентация, материалы для заданий.
Ход и содержание мероприятия.
Правила игры.
Играют три команды.
Каждая команда выполняет определенные задания.
За правильный ответ команда получает «смайлик».
При неправильном ответе – право ответить передается соперникам.
В конце игры каждая команда подсчитывает количество «смайликов». У какой команды больше «смайликов», та команда – победитель.
Приветствие, вступительное слово.
Так клетка, кажется мала,
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
Здравствуйте, дорогие участники. Сегодня на нашей интеллектуальной игре «Путешествие в мир клетки» вы покажите свои знания, смекалку и эрудицию.
Представление команд.
Итак, у нас участвуют 3 команды – «Рибосомы», «Лизосомы», «Хлоропласты».
Каждая команда сейчас представится.
Команда «Рибосомы»
Мы команда рибосом,
Нам противник нипочем!
Функция у нас сложна,
Без белков мы никуда.
Команда «Лизосомы»
Лишь появится белок,
Лизосома, скок-поскок,
Прибежит и расщепит.
Без нее ты – инвалид.
Команда «Хлоропласты».
Я хлоропласт, всегда зеленый.
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заведенный,
И каждый раз иду я в бой.
Лишь только солнышко проглянет,
Я первый луч его ловлю.
И сразу воздух чистым станет,
И сразу всех я накормлю.
Интеллектуальная игра.
Студент.
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Организм человека состоит приблизительно из 220 миллиардов клеток! Если все эти клетки выложить в один ряд, то этот ряд протянется на 15000 км.
- А что же такое клетка?
(Кле́тка — структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех известных организмов).
- Какая наука изучает клетку? (цитология).
1 задание. «История клетки».
Я показываю портрет ученого (на экране), вы должны назвать его имя и его вклад в изучении клетки. Какая команда первая поднимет руку, та отвечает.
Роберт Гук – впервые увидел «ячейки» у тонкого среза пробки - назвал их клетками.
Антони ван Левенгук - усовершенствовал микроскоп, первым наблюдал простейших, эритроциты и сперматозоиды.
Теодор Шванн - изучал клетки животных, сформулировал основные положения клеточной теории.
Матиас Шлейден - изучал клетки растений, сформулировал основные положения клеточной теории.
Карл Бэр - открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие с одной клетки – зиготы.
2 задание. Мозайка «Методы изучения клетки».
Из разрезанных частиц собрать рисунок, по рисунку определить метод изучения клетки.
(Световое микроскопирование)
(Электронное микроскопирование)
3.
(Центрифугирование)
3 задание. Ребусы «Органические и неорганические вещества»
Отгадать ребус и назвать к каким веществам оно относится: к органическим или неорганическим. (на экране)
(вода, неорганическое вещество)
(белки, органическое вещество)
(жиры, органическое вещество)
4.
(минеральные соли, неорганическое вещество)
5.
(углеводы, органическое вещество)
6 .
Р=Н П=Л Ц
(нуклеиновые кислоты, органическое вещество)
задание «Органические вещества»
Перед вами рисунки продуктов питания (раздаются каждой команде). Вам необходимо распределить их на 3 вида: продукты богатые белками, жирами и углеводами.
(белки: сыр, фасоль, рыба, творог; жиры: сало, майонез, семечки, грецкий орех; углеводы: сахар-рафинад, мед пчелиный, макароны, кукуруза).
5 задание «Один лишний».
Найди лишний рисунок и объясни почему. (на экране)
6 задание «Тест «Бактерии».
- Бактерии имеют клеточное строение? (да)
Перед вами тест по теме «Бактерии» (раздается каждой команде). Вам необходимо его правильно выполнить. Какая команда первая и правильно выполнит, та получит «смайлик».
Вопрос № 1
Наибольшее количество бактерий содержится в:
Воде
Воздухе
Почве
Горных породах
Вопрос № 2
Важную роль в накоплении кислорода на земле сыграли:
Цианобактерии
Бациллы
Спириллы
Вибрионы
Вопрос № 3
Шарообразную форму имеют:
Бациллы
Вибрионы
Спириллы
Палочки
Кокки
Вопрос № 4
Эпидемия – это:
Массовое заболевание среди людей
Вид болезни
Название бактерии
Часть бактерии
Вопрос № 5
Молочнокислые бактерии относятся к группе:
паразитов
сапрофитов
симбионтов
автотрофов
Вопрос № 6
Клетки бактерий отличаются от растительных клеток:
Отсутствием клеточной стенки
Отсутствием цитоплазмы
Отсутствием оформленного ядра
Отсутствием ядерного вещества
Вопрос № 7
Симбионты – это организмы, которые питаются:
Мертвыми органическими веществами
При помощи другого организма
Гетеротрофно
Растворенными в почве веществами
Вопрос № 8
Спора бактерий – это приспособление к:
Размножению
Перенесению неблагоприятных условий
Питанию
Передвижению
Вопрос № 9
Одиночные округлые бактерии называются:
Стрептококки;
Кокки
Бациллы
Вибрионы
Спириллы
Вопрос № 10
Отметь верное утверждение:
Бактерии – это прокариотические организмы
Клетка бактерий не имеет клеточной стенки
Бактерии питаются органическими веществами только мертвых организмов
Цианобактерии – гетеротрофы
7 задание «Загадки-органоиды»
Перед вами стихотворение с пропущенными словами, необходимо их отгадать. (на экране)
Клетка-город.
Клетка живая на город похожа.
Стена крепостная в клетке есть тоже.
_____________ она названа –
Чужих не впускает она! (мембраной)
В клетке внутри – __________________ в движении,
Подобна дорогам и направлениям.
Куда по дорогам спешит народ?
Конечно, на фабрику или завод. (цитоплазма)
_____________________ словно заводы
Производит жиры, белки, углеводы. (эндоплазматическая сеть (ЭПС))
Для города электрический нужен ток,
Здесь ________________ – энергии исток. (митохондрии)
В городе есть полицейских отряд,
В клетке ____________ за порядком следят. (лизосомы)
Их синтезирует _________________
На полицейский участок похожий. (комплекс Гольджи)
Но главное это – ___________ несомненно.
Оно управляет клеткой бессменно. (ядро)
В _____________ записаны законы и правила,
Которые природа для клетки составила. (хромосомах)
8 задание «Органоиды клетки»
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Мы повторили органоиды клетки. А сейчас перед вами лежит рисунок клетки и названия органоидов клетки. Вам нужно поставить органоиды на нужные места (вставить названия в прорези на клетке).
9 задание « Да или нет»
Определите, какие утверждения являются верными и запишите их номера (задания зачитываются).
Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов – фотосинтез. (нет)
Бактрии и грибы относятся к прокариотам. (нет)
Клеточная стенка растительной клетки состоит из целлюлозы. (да)
Пластиды различаются по выполняемым функциям. (да)
Эндоплазматическая сеть – это часть комплекса Гольджи. (нет)
Включения – это постоянные образования клеток. (нет)
Рибосомы в цитоплазме могут располагаться свободно или быть прикрепленными к поверхности мембран эндоплазматической сети. (да)
Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи. (да)
Хромосомы – органоиды клеточного ядра. (да)
Все живые организмы, существующие на Земле, имеют клеточное строение.(нет)
10 задание «Пантомима»
Каждая команда выбирает листок с названием органоида клетки. Необходимо с помощью пантомимы показать этот органоид клетки, чтобы другие команды угадали.
Органоиды: ядро, митохондрия, хлоропласт.
11 задание «Составь слово»
Каждая команда в течение 1 минуты должна составить как можно больше слов из слов
ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ.
Подведение итогов. Подсчет «смайликов».
Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все показали хорошие знания. Со счетом ……… победила команда ……..
Рефлексия.
Рефлексия деятельности на мероприятии.
Ребята, перед вами на столе лежат по 3 смайлика с разными эмоциями. Поднимите смайлики, если вам: понравилось, не понравилось мероприятие и все равно.
«Смайлики» для оценивания на положительные и отрицательные эмоции:
1 – понравилось 2 – мне все равно 3 – не понравилось
Всем спасибо за участие!