Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 им К.И. Пушновой»
г. Брянска
«Согласовано» Заместитель директора по УР _______/Л.В.Свиридова/ «____» августа 2020г. | «Утверждаю» приказ №___ от «____» августа 2020г. Директор _____________/М.А. Кадубин/ |
Рабочая программа
Курса кружковой деятельности
«легкая атлетика»
для 5-6 класса
Программа составлена на основе авторской программы Лях В. И.
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2016).
учебник: Лях В. И. Физическая культура. 1–4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2016.
Количество часов в неделю: 3 ч.
Составитель: Жеребцов Владислав Николаевич
г. Брянск
2020г.
1.Планируемые результаты освоения курса
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Личностные результаты
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
-правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации,
-распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки.
в подвижные игры;
выполнять элементы спортивных игр;
измерять длину и массу тела, показатели физических качеств.
рассказывать о первых соревнованиях на территории Древней Руси;
определять влияние физической подготовки на развитие физических качеств;
соотносить свои результаты с показателями физической нагрузки;
понимать влияние закаливания на организм человека;
самостоятельно составлять и выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие определённых физических качеств;
выполнять комбинации из элементов акробатики;
организовывать и играть в подвижные игры во время прогулок.
• руководствоваться правилами поведения на уроках физической культуры;
продумывать и устанавливать последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток, руководствуясь правилами;
объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
самостоятельно выполнять заданные комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
В результате освоения курса
Учащиеся научатся правильно и осознанно выполнять упражнения ,понимать:
значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение легкоатлетических упражнений;
правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.
правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации,
распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Содержание курcа
Раздел 1.Знание о физкультурно-оздоровительной деятельности.
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
Раздел 2.История развития легкой атлетики.
История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Раздел 3. Теоретические знания по технике безопасности легкоатлетических видов спорта. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании меча, прыжках в высоту, длину.
Раздел 4. Практические занятия.
1.Прыжки в длину. Общая физическая подготовка.
упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег,
общеразвивающие упражнения;
прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие;
силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног;
гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза;
2.Эстафетный бег. Изучение техники бега, -ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт, стартовый разбег.
3. Изучение техники бега на короткие дистанции (ознакомление с техникой, изучение техники бега по прямой, изучение техники высокого старта, выполнение стартовых положений, поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу, изучение техники низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок, выполнение стартовых команд). По дистанции (изучение техники бега по повороту, изучение техники низкого старта на повороте, изучение техники финиширования, совершенствование в технике бега, бег 60 м).
Раздел 5. Теоретические знания по технике легкоатлетических видов спорта.
1.Общие основы техники прыжков. Прыжки в высоту и длину.
Раздел 6. Практические занятия
1. Обучение технике эстафетного бега (Встречная эстафета. Совершенствование техники эстафетного бега).
2.Прыжки в высоту.(ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног).
ОФП .- упражнения с предметами: со скакалками и мячами.
-упражнения на гимнастических снарядах.
-акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки;
-подвижные игры и эстафеты.
3. Кроссовая подготовка (Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние дистанции 400-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м. 5.Бег на короткие дистанции. Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).
6.Метание мяча. Метание мяча в горизонтальную цель. (ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног).
7.Эстафетный бег. Совершенствование техники эстафетного бега.
Встречная эстафета.
8. Кроссовая подготовка Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние дистанции 400-500 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м .Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий.
Контрольно-нормативные требования
Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки.
Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом – правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа предусматривает следующие контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000 м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств. Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки на протяжении 1-2 недель в сентябре и мае.
Материально-техническая база. Занятия, как правило, должны проводиться на свежем воздухе. Для этого в школе имеются спортивные площадки, яма для прыжков в длину с разбега, мячи для метания, гранаты, беговые дорожки, спортивный городок. Так же имеется методический материал с описанием основных легкоатлетических упражнений, наглядное пособие в виде картинок, журналов.
Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям легкой атлетикой допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
- травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
- выполнение упражнений без разминки.
1.4. При проведении занятий по легкой атлетике должна быть мед. аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который информирует об этом администрацию учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
1.8. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь — шипами вниз.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме - месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.
2.3. Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т. п.).
2.4. Провести разминку.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.
3.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.
3.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.
3.5. Не производить метания без разрешения учителя (преподавателя), не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
3.6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя (преподавателя).
3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.
3.8. Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;
3.9. в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;
3.10. запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).
4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Тематическое планирование.
№п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
1 | Раздел 1.Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности | 2 |
2 | Раздел 2.История развития легкой атлетики | 1 |
3 | Раздел 3.Теоретические занятия по технике легкоатлетических видов спорта | 1 |
4 | Раздел 4.Практические занятия | 18 |
4.1 | Подвижная ига | 3 |
4.2 | Изучение техники бега. | 5 |
4.3 | Бег на короткие дистанции | 10 |
5. | Раздел 5. «Теоретические занятия по технике легкоатлетических видов спорта» (1 час). | 1 |
5.1 | Прыжки в высоту и длину. Общие основы техники прыжков. | 1 |
6 | Раздел 6. Практические занятия (82 часов) | 63 |
6.1 | Прыжки в длину | 6 |
6.2 | Эстафетный бег | 5 |
6.3 | Подвижная игра(с элементом метания0 | 8 |
6.4 | Кроссовая подготовка | 17 |
6.5 | Подвижная игра(с элементом бега) | 2 |
6.6 | Бег на короткие дистанции | 8 |
6.7 | Прыжки в длину | 5 |
6.8 | Метание мяча | 4 |
6.9 | Эстафетный бег | 2 |
6.10 | Прыжки в высоту | 6 |
| | |
| | |
| | 76 ч. |
Календарно- тематическое планирование по легкой атлетике
№ занятия | Содержание занятия | | Дата |
Примеч. | По плану | Фактич. |
1 | ОФП. Низкий старт, стартовый разбег. | | | |
2 | ОФП. Низкий старт, стартовый разбег.. Подвижная игра. | | | |
3 | ОФП. Низкий старт, бег по прямой. Подвижная игра. | | | |
4 | ОФП. Низкий старт, бег по прямой Подвижная игра. | | | |
5 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Подвижная игра | | | |
6 | ОФП. Высокий старт, стартовый разгон. Подвижная игра | | | |
7 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Подвижная игра | | | |
8 | ОФП. Выходы со старта без сигнала и по сигналу. Подвижная Игра. | | | |
9 | Подвижная игра с элементом легкой атлетики «Знамя» | | | |
10 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Бег 30м и 60м. Подвижная игра | | | |
11 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Бег 10м, 20м, 30м. Подвижная игра | | | |
12 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Бег 20м, 40м, 60м. Подвижная игра | | | |
13 | ОФП. Техники прыжка в длину способом «прогнувшись». Разбег с сочетанием отталкивания | | | |
14 | ОФП. Техники прыжка в длину способом «прогнувшись». Разбег с сочетанием отталкивания | | | |
15 | ОФП. Техники прыжка в длину способом «прогнувшись». Разбег с сочетанием отталкивания | | | |
16 | ОФП. Техники прыжка в длину способом «прогнувшись». Полет и приземления. | | | |
17 | ОФП. Техники прыжка в длину способом «прогнувшись». Полет и приземления. | | | |
18 | ОФП. Техники прыжка в длину способом «прогнувшись». Полет и приземления. | | | |
19 | ОФП. Техники прыжка в длину способом «прогнувшись» на результат | | | |
20 | ОФП. Техники прыжка в длину способом «прогнувшись» на результат | | | |
21 | ОФП. Подвижная игра. Артбол. | | | |
22 | ОФП. Подвижная игра. Артбол. | | | |
23 | ОФП. Подвижная игра. Зверобол | | | |
24 | ОФП. Подвижная игра. Зверобол | | | |
25 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
26 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
27 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
28 | Контрольное занятие: Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
29 | ОФП. Прыжок в высоту. Отталкивание и переход через планку Подвижные игры | | | |
30 | ОФП. Прыжок в высоту. Отталкивание и переход через планку Подвижные игры | | | |
31 | ОФП. Прыжок в высоту. Отталкивание и переход через планку Подвижные игры | | | |
32 | ОФП. Прыжок в высоту. Приземление. Подвижные игры | | | |
33 | ОФП. Прыжок в высоту. Приземление. Подвижные игры | | | |
34 | ОФП. Прыжок в высоту. Прыжок на результат Подвижные игры | | | |
35 | ОФП. Прыжок в высоту. Прыжок на результат Подвижные игры | | | |
36 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
37 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
38 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
39 | ОФП. Бег с ускорением. Метание набивных мячей 1 кг. | | | |
40 | ОФП. Бег 30, 60 м. Метание набивных мячей 1 кг. | | | |
41 | ОФП. Челночный бег 3 × 10м и 6 × 10 м. | | | |
42 | ОФП. Челночный бег 10 × 10м и 6 × 10 м. | | | |
43 | ОФП Метания малого мяча весом 150г скрестнув шаги. | | | |
44 | ОФП Метания малого мяча весом 150г скрестнув шаги | | | |
45 | ОФП Метания малого мяча весом 150г на дальность | | | |
46 | ОФП Метания малого мяча весом 150г на дальность | | | |
47 | ОФП Метания малого мяча весом 150г в цель | | | |
48 | ОФП Метания малого мяча весом 150г в цель | | | |
49 | ОФП. Подвижная игра. Артбол. | | | |
50 | ОФП. Подвижная игра. Артбол. | | | |
51 | ОФП. Подвижная игра. Зверобол | | | |
52 | ОФП. Подвижная игра. Зверобол | | | |
53 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
54 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
55 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
56 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Подвижная игра | | | |
57 | ОФП. Высокий старт, стартовый разгон. Подвижная игра | | | |
58 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Подвижная игра | | | |
59 | ОФП. Выходы со старта без сигнала и по сигналу. Подвижная Игра. | | | |
60 | Подвижная игра с элементом легкой атлетики «Знамя» | | | |
61 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Бег 30м и 60м. Подвижная игра | | | |
62 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Бег 10м, 20м, 30м. Подвижная игра | | | |
63 | ОФП. Старт с опорой на одну руку. Бег 20м, 40м, 60м. Подвижная игра | | | |
64 | Соревнования в беге на 30 метров | | | |
65 | Соревнования в беге на 60 метров | | | |
66 | Соревнования в метании малого мяча | | | |
67 | Соревнования в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» | | | |
68 | Соревнования в прыжках в высоту способом «перешагивания» | | | |
69 | Соревнования в челночном беге 3×10 м | | | |
70 | Соревнования в тройном прыжке | | | |
71 | ОФП. Подвижная игра. Артбол. | | | |
72 | ОФП. Подвижная игра. Артбол. | | | |
73 | ОФП. Подвижная игра. Зверобол | | | |
74 | ОФП. Подвижная игра. Зверобол | | | |
75 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
76 | ОФП. Встречная эстафета. Подвижные игры | | | |
| | | | |