Просмотр содержимого документа
«Выступление учителя русского языка и литературы на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Инновационные технологии как средство повышения качества образования"»
Инновационные технологии как средство повышения качества образования
Выступление учителя русского языка и литературы
Живых Т.Н.
Качество образования
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации«
качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Педагогическая технология
- Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
- Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
- Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
- Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Проектная технология
- По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
- Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
- Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Технология развития критического мышления
- Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
- Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
- Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»
- Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования. Метод оценивания с помощью портфолио используется в обучении, основанном на компетентностном подходе. Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание выявляет уровни сформированности компетентностей.
Технология проблемного обучения
- М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»
Модульное обучение
- Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, контролировать.
- - Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении учащимися модулей законченных блоков информации. – Технология предполагает постепенный переход от одного вида деятельности ( получение теоретических знаний) – к другому ( получение навыков и умений письма). – Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения ( проблемные лекции, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи).
Интегративный подход
- Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе и становится востребованным в современной школе. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения предмета. Интегрированное обучение создает оптимальные условия для личностно ориентированного подхода и представляет собой действенную модель активизации мыслительной и творческой деятельности.
- Известно, что многие школьные предметы носят интегративный характер. Русский язык и литература занимают особое место в интеграции предметов. Это объясняется тем, что они находятся в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными предметами.
Существует несколько видов интеграции.
- Во-первых, интеграция – разработка единых курсов, включающих такие предметы гуманитарного цикла как литература, русский язык, МХК. Эта модель интегрирования - временная. Программы должны быть построены так, чтобы по интегрируемым предметам изучались темы, близкие по содержанию или по исторической эпохе.
- Во-вторых, интеграция – установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой… Почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, в музыке и т.д., то есть, художественное произведение должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.
«Перевернутый класс»
- Уже несколько лет у продвинутых преподавателей популярна новая методика — «перевёрнутый класс», или flipped classroom. Это не ученики, которые стоят на голове, а одна из моделей смешанного обучения. Дома школьники изучают теорию, а в классе отрабатывают практические навыки и задают вопросы учителю.
- « Перевёрнутый класс » позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно, чтобы её понять. Ученик в любой момент может поставить запись лекции на паузу или перемотать назад. Монолог учителя в классе перемотать назад невозможно. Как говорит Джонатан Бергман, «традиционная система образования хочет, чтобы все дети двигались по страницам учебника одновременно, но это невозможно. В „перевёрнутой модели“ те, кто всё понял, просто переходят к следующей теме, а те, кто нет, тратят чуть больше времени на понимание».
- Во время классных занятий дети чаще разговаривают с учителем и друг с другом, поскольку вся теория уходит на дом. При этом лекции доступны в любое время. Их можно посмотреть онлайн, даже если ученик долго болеет или не смог быть на уроке.
- Родителям, которые хотят больше знать об учёбе ребёнка, тоже понравится идея «перевёрнутого класса». Им будет легче оценить качество его обучения. Они тоже могут посмотреть лекцию онлайн и помочь лучше подготовиться к занятию. Кроме того, родители видят, как учитель умеет объяснять и насколько это эффективно для их ребёнка.
Фрагмент урока с использованием технологии «перевернутый класс» (УМК Ладыженской Т.А.)
- Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс)
Подготовка дома:
Просмотреть фрагмент урока:
https ://znaika.ru/catalog/10-klass/russian/Sklonenie-chislitelnykh.html
Перенести в тетрадь для правил таблицы:
https :// 5splusom-school.ru/konspekty/117
На уроке: репродуктивная беседа, обсуждение трудных вопросов, выполнение упражнений 411-417.
Примерные вопросы для беседы:
- - На какой вопрос отвечают количественные числительные?
- - Измените местоимение сколько по падежам ? Зачем мы должны это знать?
- - С какими существительными употребляется числительное один в форме мн.ч.?
- - Какая связь между существительным кость и числительными 5-20,30?
- - Сколько форм имеют числительные сорок, девяносто, сто ? Назовите их.
- - Как склоняются числительные 50-80,200-400,500-900?
- - Как склоняются составные количественные числительные?