Система комплексной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, включает следующие направления работы: психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию. Основная цель диагностической и консультативной работа – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Диагностика семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, проводится по трем направлениям: 1. Изучение ребенка При проведении изучения ребенка необходимо обратить внимание на множество факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими недостатками, и изучить: 1. Особенности личности различных категорий детей с отклонениями в развитии; 2. Факторы, определяющие личностное развитие на разных возрастных этапах; 3. Особенности взаимодействия со сверстниками, с друзьями, братьями, сестрами и их влияние на его развитие; 4. Эмоционально-волевую сферу; 5. Причины, препятствующие формированию адекватной самооценки; 6. Особенности формирования «системы Я»; 7. Межличностные отношения в малых социальных группах, со-стоящих из лиц с отклонениями в развитии; 8. Формирование мотивации к труду в условиях семьи; 9. Формирование мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. 2. Изучение родителей и членов семьи ребенка; Знания особенностей родителей и членов семьи позволяет оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь знакомых для него взрослых к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе. Поэтому рекомендуется изучать: -личностные особенности; -внутрисемейный климат и межличностные контакты в семье; -факторы, влияющие на родительские позиции по отношению к ребенку; -уровень воспитательской и родительской компетентности родителей; -воспитательские качества и способности родителей; -профессиональные умения родителей, выступающих в качестве педагогов для своих детей; -социально-культурные условия жизни семьи на разных возрасных этапах развития ребенка; -ценностные ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка; -основные типы взаимодействия в семье с ребенком; модели воспитания; -формы родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации; -влияние родительской позиции на формирование личности; -влияние «особого» ребенка на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер; -особенности отношений со здоровыми братьями и сестрами; -родительские позиции отцов и матерей; -родительское отношение к ребенку в зависимости от религиозных, культурных и национальных традиций семьи. 3. Изучение социального окружения семьи и факторов, влияющих на его социальную адаптацию Знания о социальном окружении позволяют определить факторы, позитивно влияющие на социальную адаптацию ребенка. Поэтому необходимо изучить: • отношение различных социальных групп населения к детям, подросткам и взрослым с психофизическими нарушениями; • влияние здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками; • макросоциальные условия, определяющие развитие и социально-трудовую адаптацию; • макросоциальные условия, определяющие максимально возможную реабилитацию семей. Комплексное обследование семьи каждого ребенка осуществляется разными методами. Основными методами являются наблюдение и эксперимент. В качестве дополнительных методов традиционно используют беседу-интервью, собеседование с родителями, воспитателями и ребенком, изучение документов об обследуемом, анализ продуктов деятельности и др. ). Проведение экспериментального исследования требует привлечения достаточного числа методик в рамках того или иного метода. Могут применяться как стандартизированные, так и неформализованные методики. В психолого - педагогическом заключении по результатам диагностики должны быть отражены следующие аспекты: характер взаимоотношений между членами семьи, особенности внутрисемейного климата и модели воспитания ребенка, причины, дестабилизирующие адекватное психофизическим возможностям развитие ребенка. Кроме того, заключение должно включать рекомендации специалиста по преодолению имеющихся в семье проблем для ребенка и для родителей отдельно. Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях: • Психолого-педагогическое консультирование, которому может предшествовать медико-генетическая консультация • Семейное консультирование. Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Их объединение связано с основной причиной обращения за консультацией семей – это проблемы в обучении и воспитании ребенка с особыми потребностями. Консультирование семьи имеет определенную организационную форму: 1 этап – знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. 2 этап – определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их заменяющих. 3 этап – психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка. 4 этап – определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик. 5 этап – оценка результатов диагностики и формулирование реальных проблем, существующих в семье. 6 этап – определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. 7 этап – подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем и способов их решения. Работа с семьей связана с решением социально-психологических и личностных проблем семьи. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях. Социально-психологическая поддержка семье ребенка с ОВЗ представляет собой комплекс мер по ее социальному обеспечению и обслуживанию. Эта помощь включает следующие виды: 1. Образовательная (обучение, воспитание, информирование) помощь направлена на повышение адаптивных возможностей «особого» ребенка через обучение и воспитание. Методы оказания помощи: - формирования сознания; - - социального научения; - включения личности в коллективную деятельность; - закрепления положительного опыта совместной игровой, трудовой и учебной деятельности, т.е. методы педагогической коррекции. 2. Посредническая помощь включает несколько направлений: - активизация поддерживающих систем (группы взаимопомощи); - координация всех специалистов в решении проблем воспитания и обучения; - социальное, т.е. защита прав семьи и ребенка в широкой социальной среде. 3. Психологическая помощь (эмоциональная поддержка и психологическая коррекция) направлена на регуляцию эмоционального состояния, профилактику возможных психологических затруднений, коррекцию неблагоприятных состояний. Методы оказания психологической помощи подразделяются на групповые и индивидуальные. 4. Среди них: - методы психодиагностики; - психологическая консультация; - социально-психологический тренинг и аутотренинг; - методы коррекции поведения, мотивации, общения и самооценки; - методы психотерапии. При решении вопросов семьи ребенка с ОВЗ педагог использует следующие организационно-содержательные формы работы: • Психолого-педагогическое просвещение родителей; • Организация конкретной помощи: материальной, педагогической, юридической и др.; • Организация отдыха детей, проведение семейных праздников, привлечение к деятельности учрежде-ния социального обслуживания; • Диагностика семейных дисфункций; • Психодиагностика супружеских взаимоотношений; • Семейная психотерапия; • Социальный патронат семьи; • Тренинги и др. При организации социально-психологической поддержки необходимо учесть не только объективные факторы, но и субъективные. Кроме того, нужно помнить, что разрешение семейных проблем – это, прежде всего выбор ответственного поведения самих членов семьи. |