Психодиагностическая методика направлена на диагностику внимания
«Красно-черная таблица»
Ф.Д.Горбов
«Красно-черная таблица»
Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны
отыскивать черные числа в возрастающем порядке, а красные числа в
Цель: оценка переключения и распределение внимания.
убывающем порядке, одновременно, попеременно. Например: черная цифра
1, красная цифра 24, черная цифра 2, красная цифра 23 и так далее.
Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду
(сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом,
получается два ряда букв».
Первая инструкция: «На Вашем бланке 25 черных и 24 красных чисел.
Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1
до 25), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 24 до 1).
Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую
этому числу». Время выполнения задания фиксируется.
Описание методики
Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.
Исследование проводится с помощью специальных бланков, на
которых 25 черных и 24 красных числа. Испытуемый должен вначале
отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в
убывающем порядке.
Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в
возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.
Материал необходимый для данной диагностики
Обработка результатов
Учитывается время выполнения каждой серии и
ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен
затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит
на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что
названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет
временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем
меньше эта разница, тем лучше переключаемость внимания.
Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так
далее.
Время выполнения задания фиксируется при помощи секундомера. Для
сравнения берется среднее значение времени выполнения заданий в методике
Шульте и зафиксированное время работы с таблицами Горбова. Разница
между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.
Оценка результатов
Для оценки полученных результатов пользуются специальными шкалами (см. таблицу). Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на один балл.
Показатель
Оценка в балах
Объём внимания
1 балл
2 балла
Распределение внимания
61 и более
низкий
Переключение внимания
51-60
3 балла
ниже среднего
321 и более
38-50
4 балла
средний
261-320
201 и более
30-37
161-200
выше среднего
171-260
5 балов
91-160
131-170
29 и менее
высокий
51-80
130 и менее
50 и менее