СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дебаты: подготовка, проведение.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение дебатов в школе. Примерный план.

Просмотр содержимого документа
«Дебаты: подготовка, проведение.»

Электронный журнал







Развиваем компетенции / Внедряем технологии

Дебаты: подготовка, проведение, анализ

Михаил Нечаев
д-р пед. наук, зав. каф. воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», почетный работник общего образования РФ, академик МАНПО
Галина Романова
канд. пед. наук, доц. каф. воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Важное в статье
  1. Игры-соревнования эффективны для участников любого возраста.

  2. Дебаты – один из видов интерактивной соревновательной деятельности, развивающий навыки публичного выступления.

  3. Структура дебатов, система используемых методов и приемов.





Соревнования с использованием технологии дебатов помогают становлению активной гражданской позиции, толерантности и мобильности, способности критически осмысливать перемены, свободно высказываться и уважать мнение соперника.

Дебаты развивают:

  • умение формулировать и отстаивать свою позицию;

  • ораторское мастерство и навыки ведения диалога;

  • командный дух и лидерские качества.

Дебаты проводят в определенной последовательности: подготовка к игре, игра, ее анализ.

В игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, другая его отрицает).

В зависимости от формата дебатов команды состоят из двух или трех игроков (спикеров).

Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

Обратите внимание Для чего нужны дебаты?

Дебаты формируют навыки, необходимые для ведения дискуссии:

  • критическое мыш ление (рациональное, рефлексивное и творческое, используемые при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

  • коммуни кативную культуру, навыки публичного выступления;

  • исследовательские навыки (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых нужна работа с источниками информации);

  • организационные навыки (организация самого себя и излагаемых материалов);

  • навыки осознанного слушания и ведения записей.



Подготовка к игре

На подготовительном этапе нужно определить:

  • тему дебатов (несколько вариантов);

  • цель;

  • принципы формирования команд;

  • виды работы с информацией по теме;

  • содержание подготовки команд;

  • критерии оценки и форму анализа.

Справка

Дебаты – интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения


Участники должны:

  • изучить и тщательно проработать содержание темы;

  • дать определения каждому понятию в тезисе;

  • составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны (жеребьевка команд проходит уже перед игрой, поэтому готовиться надо к разным ролям).

Обобщенно структура подготовительного этапа выглядит так:

1. Работа с информацией по теме:

  • активизация знаний игроков (мозговой штурм);

  • поиск информации с использованием различных источников;

  • систематизация полученного материала;

  • составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

2. Формирование общих и специальных умений и навыков:

– формулирование и обоснование аргументов, поддержек;

  • построение стратегии отрицающей стороны;

  • правильное формулирование вопросов;

  • овладение знаниями риторики и логики, применение на практике;

  • навыки эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Следует продумать стратегию отрицания (составить контраргументы на возможные аргументы оппонентов) и вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции другой стороны.

Регламент дебатов

для справки Выбираем тему для дебатов

Тема для дебатов должна:

  • провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

  • быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

  • иметь четкую формулировку;

  • стимулировать исследовательскую работу;

  • иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

В дебатах она формулируется в виде утверждения.

Например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации», «Ядохимикаты – это вред», «Роль компьютера в жизни ребенка» и т. п.


Проведение игры

Каждая команда (в составе трех спикеров) может брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 мин.

Спикеры во время игры выполняют строго определенные технологией игры роли и функции. Роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За соблюдением регламента следит таймкипер, предупреждающий команды и судей за 2, 1 и 0,5 мин об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки, которые показывает командам.

Для начинающих ведущих и игроков целесообразно порядок выступлений изобразить в виде схемы или таблицы.

Роли спикеров

Спикер У 1:

  • представление команды;

  • формулировка темы, актуальность;

  • определение ключевых понятий, входящих в тему;

  • выдвижение критерия (ценность или цель команды);

  • представление кейса утверждающей стороны;

  • заключение («таким образом…», «готов ответить на вопросы…»).

Спикер О 1:

  • представление команды;

  • формулировка тезиса отрицания;

  • принятие определений ключевых понятий;

  • атака или принятие критерия оппонентов;

  • опровержение позиции утверждения;

  • представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

Анализ

После завершения дебатов происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется:

  • подготовка команд к дебатам;

  • способы выдвижения аргументов и ответов на вопросы оппонентов;

  • образовательный результат и др.

Памятка