Просмотр содержимого документа
«Деловая игра на уроках математики в начальной школе»
Деловая игра на уроках математики
Подготовила
Коваленко Э.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5»
г. Симферополь
« Игра – пространство
«внутренней социализации» ребенка,
средство усвоения социальных установок».
Я.С. Выготский
На уроках математики дается возможность:
- получить доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в обиходе, в решении конкретных практических задач;
- распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;
- подготовить выпускника как эффективного участника в сфере материального производства, в общественных отношениях обмена, потребления, создания различных благ.
«Новая жизнь потребовала новых знаний. Сегодня, бытовая математика нужна практически всем. Математику нужно знать для экономики, для повседневной жизни».
А.А. Фурсенко
Деловая игра
условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры, при этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Классифицикация Игровых ситуаций:
по количеству участников
по дидактическим целям
по сущности
модификации деловой игры:
- имитационные, когда на уроке имитируются деятельность людей, организации, возможно и конкретные события;
- исполнение ролей, при этом отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица;
- операционные игры, отрабатывается выполнение специфических операций, например, выполнение расчетных задач по теме «Проценты»;
- деловой театр, в определённой обстановке разыгрывается ситуация поведения человека.
Этапы организации и проведения игры:
1. выбор игры
2. подготовка (разработка) игры;
3. ввод в игру
4. этап проведения игры
5. подведение итогов и анализ игры
Урок математики во 2-м классе
Тема : «Закрепление приемов сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 100»
Цели и задачи:
- создать условия для закрепления сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 100; развития математической речи, вычислительных навыков, внимания, наблюдательности, памяти, мышления;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию умения у детей общаться;
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; познакомить ребят с работой банковской системы.
Тип урока: нетрадиционный.
Форма проведения урока: деловая игра с элементами интеграции.
Материальное обеспечение урока:
- бейджики с названиями должностей работников банка (директор, главный бухгалтер, бухгалтер, начальник службы безопасности, курьер), эксперт МВФ (Международного Валютного Фонда);
- схема корпорации и таблички с названиями банков;
- карточки с заданиями;
- словарь новых терминов;
- карточки – поощрения «кредит».
Ход урока
Первый этап.
1. Постановка проблемы, целей.
«СЛОНИК»
«Лев»
«Барс»
«Тигр»
2. Условия, инструктаж. Регламент, правила.
(распределение ролей)
Второй этап.
- Групповая работа над заданиями.
3. Внешняя и внутренняя ревизия.
Для глав. бухгалтеров (поиск ошибок):
- 12 – 7 =
- 4 + 18 =
- 39 – 6 =
- 22 + 8 =
- 75 – 7 =
- 42 – 15 =
- 73 + 12 =
- 64 – 22 =
- 35 + 24 =
- 51 - 42 = =
- 51 + 8 =
- 13 – 5 =
- 99 – 9 =
- 16 + 7 =
- 37 – 8 =
- 70 – 30 = 50
- 50 + 50 = 90
- 39 – 26 = 15
- 22 + 18 = 50
- 75 – 31 = 34
- 50 – 15 = 37
- 73 + 12 = 84
- 64 – 22 = 41
- 35 + 24 = 58
- 51 + 42 = 83
- 51 + 10 = 64
- 13 – 10 = 5
- 99 – 89 = 11
- 16 + 47 = 65
- 37 – 18 = 18
Директора банков решают задачи у доски.
- Задача № 1. Банк «Барс» закупил 27 бронированных машин для перевозки денег и несколько легковых автомобилей для сотрудников. Всего было приобретено 42 машины. Сколько легковых автомобилей приобрел банк?
- Задача № 2. Банк «Тигр» вложил свои средства в строительство 15 девятиэтажных домов и несколько трёхэтажных домов. Всего банк проинвестировал (оплатил) строительство 38 домов. Сколько трёхэтажных домов будет построено за счёт средств банка «Тигр»?
- Задача № 3. Банк «Лев» решил оплатить учёбу 65 одарённых и старательных учащихся города. В Москву он послал продолжить учёбу 27 ребят, остальных в Санкт-Петербург. Сколько детей сможет продолжить учёбу в Санкт-Петербурге при поддержке банка «Лев»?
В это время все остальные работники занимаются текущей деятельностью (составляют и решают уравнения на нахождение неизвестного слагаемого), например:
- Ланч (lunch) (Физминутка)
Микрогруппы составляют задачи для своих коллег из других банков и отправляют курьером.
Было – 9… и ...13
Улетело – 15…
Осталось - ?
Работали – 8…и ...15
Было – 15…
Купили – 4…и ...3
Уволили – 9…
Стало - ?
Осталось - ?
(Упражнение на развитие внимания). Ребятам выдаются карточки вида:
Задание: исправить «ошибку», закравшуюся в отчётные бумаги, подготовить документы к проверке. Необходимо вычеркнуть определенную цифру, например 1, в каждой строке.
5
6
3
1
6
7
0
1
4
1
8
4
1
7
3
7
5
6
9
4
2
9
0
3
7
7
5
1
5
3
2
5
8
9
3
2
4
0
0
6
1
4
1
7
6
1
1
4
0
6
8
0
4
6
6
8
9
5
0
8
3
2
3
4
5
1
8
8
5
3
9
7
2
0
3
1
7
9
2
7
5
2
8
6
Третий этап - этап анализа и обобщения.
Вывод из игры. Самооценка работы (рефлексия).
- За что можешь похвалить себя? … одноклассников? … учителя?
- Над чем нужно ещё работать?
- Что может пригодиться в дальнейшей жизни?
- Можно ли назвать урок успешным?
Список использованной литературы
- Битянова, М.Р. Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013 Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа / А.А. Вербицкий. – М.: Просвещение. – 1982, № 3 Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении / С.Г. Воровшиков. – М.: 5 за знания, 2007. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психики / Л.С. Выготский. М.: Просвещение. – 1986, № 6 Ерохова, М.Р. Рефлексивно-деловые игры в управлении школой и образовательной практике / М.Р. Ерохова. М.: Сентябрь, 2008. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989 Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998
- Битянова, М.Р. Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013
- Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа / А.А. Вербицкий. – М.: Просвещение. – 1982, № 3
- Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении / С.Г. Воровшиков. – М.: 5 за знания, 2007.
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психики / Л.С. Выготский. М.: Просвещение. – 1986, № 6
- Ерохова, М.Р. Рефлексивно-деловые игры в управлении школой и образовательной практике / М.Р. Ерохова. М.: Сентябрь, 2008.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989
- Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998