СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе можно ознакомиться с теоретическими аспектами деловой игры, посмотреть примеры деловой игры на уроках математики в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра на уроках математики в начальной школе»






Доклад на тему:

«Деловая игра на уроках математики»









Подготовила

Коваленко Эмма Вадимовна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 5»






г. Симферополь 2016 г.

«Игра – пространство

«внутренней социализации» ребенка,

средство усвоения социальных установок».

Я.С. Выготский

Преобразования в экономической и социальной жизни современного общества влекут за собой изменения и в общеобразовательной школе. В настоящее время предъявляются особые требования к учебно-воспитательному процессу.

По ФГОС выпускник школы предстает патриотом, уважающим других людей, он мотивирован, готов сотрудничать, способен принимать самостоятельные решения. Деятельность учеников должна организовываться так, чтобы наблюдался прогресс в личностном развитии, чтобы каждый был способен к самоорганизации в решении учебных задач и при разрешении проблем в реальных жизненных ситуациях на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

«Особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека, - как располагать своими средствами для достижения по возможности большей выгоды» (П.Л. Чебышев). Математика в жизни является одним из самых применяемых предметов в быту.

На уроках математики дается возможность:

  • получить доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в обиходе, в решении конкретных практических задач;

  • распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;

  • подготовить выпускника как эффективного участника в сфере материального производства, в общественных отношениях обмена, потребления, создания различных благ.

А.А. Фурсенко в интервью журналу «Математика в школе» №1 2011г. не случайно сказал: «Новая жизнь потребовала новых знаний. Сегодня, бытовая математика нужна практически всем. Математику нужно знать для экономики, для повседневной жизни».

Решение практических задач в курсе математики помогло бы успешно адаптироваться ученику в современном обществе. Существуют немалое количество учебных технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса, например, технология индивидуального обучения, коллективный способ обучения, перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.М.Лысенкова), технология самооразвивающего обучения (К.Г.Селевко) и пр.

Выделим особо игровую технологию (Д,Г.Левитес, М.В.Кларин, А.А.Вербицкий), и рассмотрим одну из ее модификаций - учебная деловая игра.

Удачной формой воссоздания социального, практического и предметного содержания на учебных занятиях является деловая игра. В своих трудах В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Деловая игра - условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры, при этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Деловые игры представляют собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение математических знаний в производственном труде, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике. Игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п Игровые ситуации разнообразны, их можно классифицировать:

  • по дидактическим целям (изучение нового материала, первичное закрепление, комбинированные уроки, уроки обобщения материала);

  • по количеству участников (индивидуальные, групповые, парные, массовые);

  • по сущности (ролевые игры, игры по правилам, комплексная игра).

В учебном процессе часто применяются следующие модификации деловой игры:

  • имитационные, когда на уроке имитируются деятельность людей, организации, возможно и конкретные события;

  • исполнение ролей, при этом отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица;

  • операционные игры, отрабатывается выполнение специфических операций, например, выполнение расчетных задач по теме «Проценты»;

  • деловой театр, в определённой обстановке разыгрывается ситуация поведения человека.

Полномасштабная деловая игра полностью моделирует профессиональную деятельность, выполняются задачи согласно специфике профессии. При организации и проведении игры придерживаются следующих этапов:

  1. выбор игры;

  2. подготовка (разработка) игры;

  3. ввод в игру;

  4. этап проведения игры;

  5. подведение итогов и анализ игры.


Урок математики во 2-м классе

Тема: «Закрепление приемов сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 100»

Цели и задачи:

  • создать условия для закрепления сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах 100; развития математической речи, вычислительных навыков, внимания, наблюдательности, памяти, мышления;

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию умения у детей общаться;

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; познакомить ребят с работой банковской системы.

Тип урока: нетрадиционный.

Форма проведения урока: деловая игра с элементами интеграции.

Материальное обеспечение урока:

  • бейджики с названиями должностей работников банка (директор, главный бухгалтер, бухгалтер, начальник службы безопасности, курьер), эксперт МВФ (Международного Валютного Фонда);

  • схема корпорации и таблички с названиями банков;

  • карточки с заданиями;

  • словарь новых терминов;

  • карточки – поощрения «кредит».

Оформление кабинета:

Класс делится на четыре зоны: три зоны банков и одна зона МВФ, парты расставляются соответствующим образом, имитируя банковские офисы.

Предварительная работа.

На уроке ознакомления с окружающим миром дети знакомятся с понятием «экономика», на уроках русского языка постепенно вводится экономическая терминология. На одном из классных часов по тематике: «Профессии» дети знакомятся с работой банка, его структурой, названиями отделов, основными профессиями. Коллектив детей делится на три равнозначные группы. В совет МВФ включаются взрослые (другие учителя, администрация школы, родители), которые являются экспертами.

Ход урока

Первый этап.

Ввод в игру.

  1. Постановка проблемы, целей.

– Сегодня наш урок пройдёт в форме деловой игры. Вы – работники трёх банков: «Барс», «Тигр» и «Лев». Ваши банки объединились в корпорацию «Слоник» и подали заявку на выделение кредита на своё развитие в Международный Валютный Фонд (МВФ). К нам прибыли представители этого фонда с целью определения наиболее перспективного вложения своих финансов. Их цель – определить, стоит ли вкладывать средства МВФ в корпорацию «Слоник». Ваша задача – приложить максимум усилий для получения кредита. От работы каждого из вас зависит положительное решение наших экспертов.

  1. Условия, инструктаж. Регламент, правила.

– Предлагаю вам самим распределить должности. Сейчас вы – команда, которая должна работать слаженно для достижения общей цели. В соответствии с выбранной должностью вам будут даны задания, которые нужно решить. За каждое правильно решённое задание, вы получаете карточку «кредит». Чем больше таких карточек, тем больше вероятность получения положительного ответа на вашу заявку в МВФ.

Второй этап.

Групповая работа над заданиями.

  1. Внешняя и внутренняя ревизия.

Внешняя ревизия заключается в предоставлении решённых карточек с устным счетом экспертам МВФ. Каждый ученик получает карточку и решает примеры в течение 1 минуты.


  • 12 – 7 =

  • 4 + 18 =

  • 39 – 6 =

  • 22 + 8 =

  • 75 – 7 =

  • 42 – 15 =

  • 73 + 12 =

  • 64 – 22 =

  • 35 + 24 =

  • 51 - 42 = =

  • 51 + 8 =

  • 13 – 5 =

  • 99 – 9 =

  • 16 + 7 =

  • 37 – 8 =

Внутренняя ревизия – это решение главными бухгалтерами банков карточек с ошибками (плановая отчетность), поиск ошибок.

  • 70 – 30 = 50

  • 50 + 50 = 90

  • 39 – 26 = 15

  • 22 + 18 = 50

  • 75 – 31 = 34

  • 50 – 15 = 37

  • 73 + 12 = 84

  • 64 – 22 = 41

  • 35 + 24 = 58

  • 51 + 42 = 83

  • 51 + 10 = 64

  • 13 – 10 = 5

  • 99 – 89 = 11

  • 16 + 47 = 65

  • 37 – 18 = 18

Внутренняя и внешняя ревизия проходят одновременно. Все отработанные карточки отдаются экспертам МВФ, которые проверяют правильность выполнения заданий и выдают «кредит».

Решение текущих проблем.

Директора банков решают задачи у доски.

  • Задача № 1.  Банк «Барс» закупил 27 бронированных машин для перевозки денег и несколько легковых автомобилей для сотрудников. Всего было приобретено 42 машины. Сколько легковых автомобилей приобрел банк?

  • Задача № 2. Банк «Тигр» вложил свои средства в строительство 15 девятиэтажных домов и несколько трёхэтажных домов. Всего банк проинвестировал (оплатил) строительство 38 домов. Сколько трёхэтажных домов будет построено за счёт средств банка «Тигр»?

  • Задача № 3. Банк «Лев» решил оплатить учёбу 65 одарённых и старательных учащихся города. В Москву он послал продолжить учёбу 27 ребят, остальных в Санкт-Петербург. Сколько детей сможет продолжить учёбу в Санкт-Петербурге при поддержке банка «Лев»?

В это время все остальные работники занимаются текущей деятельностью (составляют и решают уравнения на нахождение неизвестного слагаемого), например:

  • 35+Х=42,

  • 48-Х=15,

  • Х-17=46 и т.п.

Ланч (lunch) (Физминутка)

Межгрупповая работа.

Между банками налажена деловая переписка. Многие задачи, поставленные перед банками корпорацией, они решают сообща. Микрогруппы составляют задачи для своих коллег из других банков и отправляют курьером (гиперактивный ребенок). Каждый банк получает задачу, решает ее сообща, а обосновывает решение один представитель.

Пример карточек для составления задачи:

  • Работали – 8…и ...15

  • Уволили – 9…

  • Осталось - ?


  • Было – 15…

  • Купили – 4…и ...3

  • Стало - ?


  • Было – 9… и ...13

  • Улетело – 15…

  • Осталось - ?

Ревизия из МВФ.

(Упражнение на развитие внимания). Ребятам выдаются карточки вида:

5

3

6

1

8

4

7

5

9

6

1

4

0

5

6

7

0

1

6

3

1

0

6

8

9

3

5

2

1

4

7

5

9

3

2

1

1

0

8

4

3

7

1

3

2

5

8

0

7

4

6

3

8

9

1

5

4

9

7

2

4

1

0

6

5

8

7

3

2

8

7

0

5

3

4

6

8

2

1

0

9

7

2

6

Задание: исправить «ошибку», закравшуюся в отчётные бумаги, подготовить документы к проверке. Необходимо вычеркнуть определенную цифру, например 1, в каждой строке.

Третий этап - этап анализа и обобщения.

Вывод из игры. Самооценка работы (рефлексия).

  • Что порадовало в работе?

  • За что можешь похвалить себя? … одноклассников? … учителя?

  • Над чем нужно ещё работать?

  • Что может пригодиться в дальнейшей жизни?

  • Можно ли назвать урок успешным?

Анализ работы групп главным экспертом. Выводы и рекомендации. Эксперты дают заключение о выдаче кредитов и их размерах.











Список использованной литературы

    1. Битянова, М.Р. Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013

    2. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа / А.А. Вербицкий. – М.: Просвещение. – 1982, № 3

    3. Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении / С.Г. Воровшиков. – М.: 5 за знания, 2007.

    4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психики / Л.С. Выготский. М.: Просвещение. – 1986, № 6

    5. Ерохова, М.Р. Рефлексивно-деловые игры в управлении школой и образовательной практике / М.Р. Ерохова. М.: Сентябрь, 2008.

    6. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989

    7. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990

    8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!