СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диффузия в живой природе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа учащихся 7-го и 10-го "Диффузия в живой природе была представлена на XV региональной научно-исследовательской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО "Дети исследуют мир", проходившей в МБОУ "Лицей №2" г. Дзержинск, Московской области.

Просмотр содержимого документа
«Диффузия в живой природе»

Диффузия в живой природе В проекте участвовали ученики 7-го и 10-го класса Руководитель: учитель физики Мисуна Г.Я.

Диффузия в живой природе

В проекте участвовали ученики 7-го и 10-го класса

Руководитель:

учитель физики Мисуна Г.Я.

Цель работы   Нас заинтересовал вопрос: «Знаниями в каких областях науки нужно обладать, какими методами научных исследований владеть, чтобы понять суть происходящих вокруг нас природных явлений?» Так была сформулирована цель этой работы: «На примере рассмотрения дыхания и питания живых организмов, выяснить, какие науки, и какие методы научных исследований нужны для глубокого и детального понимания этих процессов». Исходя из поставленной цели, мы стали последовательно двигаться к её достижению. И начали с биологии.

Цель работы

Нас заинтересовал вопрос: «Знаниями в каких областях науки нужно обладать, какими методами научных исследований владеть, чтобы понять суть происходящих вокруг нас природных явлений?» Так была сформулирована цель этой работы: «На примере рассмотрения дыхания и питания живых организмов, выяснить, какие науки, и какие методы научных исследований нужны для глубокого и детального понимания этих процессов».

Исходя из поставленной цели, мы стали последовательно двигаться к её достижению. И начали с биологии.

  Аристотель

Аристотель

«Будем ли мы говорить о питании корня за счёт веществ, находящихся в почве, будем ли говорить о воздушном питании листьев за счет атмосферы или питании одного органа за счёт другого, соседнего, – везде для объяснения мы будем прибегать к тем же причинам: диффузия». Тимирязев  Клементий Аркадьевич

«Будем ли мы говорить о питании корня за счёт веществ, находящихся в почве, будем ли говорить о воздушном питании листьев за счет атмосферы или питании одного органа за счёт другого, соседнего, – везде для объяснения мы будем прибегать к тем же причинам: диффузия».

Тимирязев Клементий Аркадьевич

Газообмен у животных

Газообмен у животных

«… как это ни удивительно, вся материя одинакова. Известно, что материя, из которой сделаны звезды, такая же, как и материя, из которой сделана Земля. … Оказывается, и живая, и неживая природа образуется из атомов одинакового типа. Лягушки сделаны из того же материала, что и камни, но только материал этот по-разному использован. Все это упрощает нашу задачу. У нас есть атомы – и ничего больше, а атомы однотипны, и однотипны повсюду » .   Ричард Фейнман

«… как это ни удивительно, вся материя одинакова. Известно, что материя, из которой сделаны звезды, такая же, как и материя, из которой сделана Земля. Оказывается, и живая, и неживая природа образуется из атомов одинакового типа. Лягушки сделаны из того же материала, что и камни, но только материал этот по-разному использован. Все это упрощает нашу задачу. У нас есть атомы и ничего больше, а атомы однотипны, и однотипны повсюду » .

Ричард Фейнман

Роберт Броун

Роберт Броун

Первоначала вещей сначала движутся сами, Следом за ними тела из мельчайшего их сочетанья, Близкие, как бы сказать, по силам к началам первичным, Скрыто от них получая толчки, начинают стремиться, Сами к движенью затем побуждая тела покрупнее. Так, исходя от начал, движение мало-помалу Наших касается чувств, и становится видимым также Нам и в пылинках оно, что движутся в солнечном свете, Хоть незаметны толчки, от которых оно происходит... Тит Лукреций Кар

Первоначала вещей сначала движутся сами,

Следом за ними тела из мельчайшего их сочетанья,

Близкие, как бы сказать, по силам к началам первичным,

Скрыто от них получая толчки, начинают стремиться,

Сами к движенью затем побуждая тела покрупнее.

Так, исходя от начал, движение мало-помалу

Наших касается чувств, и становится видимым также

Нам и в пылинках оно, что движутся в солнечном свете,

Хоть незаметны толчки, от которых оно происходит...

Тит Лукреций Кар

Мариан Смолуховский Альберт Эйнштейн

Мариан Смолуховский

Альберт Эйнштейн

Было показано, что средний квадрат проекций смещения частицы Δx 2 на ось x пропорционален времени (закон Эйнштейна-Смолуховского):  Δx 2 = 2Dt

Было показано, что средний квадрат проекций смещения частицы Δx 2 на ось x пропорционален времени (закон Эйнштейна-Смолуховского):

Δx 2 = 2Dt

Жан Батист Перрен

Жан Батист Перрен

Время 90 с. Время 60 с. Время 30 с.

Время 90 с.

Время 60 с.

Время 30 с.

Измерения

Измерения

 График зависимости квадрата диаметра пятна от времени. Температура 0°С

График зависимости квадрата диаметра пятна от времени.

Температура 0°С

График зависимости квадрата диаметра пятна от времени Температура 25°С

График зависимости квадрата диаметра пятна от времени

Температура 25°С

График зависимости квадрата диаметра пятна от времени Температура 50°С

График зависимости квадрата диаметра пятна от времени

Температура 50°С

Модель случайных блужданий  300 шагов

Модель случайных блужданий 300 шагов

Модель случайных блужданий  500 шагов

Модель случайных блужданий 500 шагов

Модель случайных блужданий  600 шагов

Модель случайных блужданий 600 шагов

Модель случайных блужданий  1000 шагов

Модель случайных блужданий 1000 шагов

Модель случайных блужданий  1200 шагов

Модель случайных блужданий 1200 шагов

Модель случайных блужданий  3000 шагов

Модель случайных блужданий 3000 шагов

Модель случайных блужданий  10000 шагов

Модель случайных блужданий 10000 шагов

Модель случайных блужданий  100000 шагов

Модель случайных блужданий 100000 шагов

Выводы.  Для глубокого и детального понимания процессов обмена веществ в живых организмах нам необходимо знания из биологии, химии, физики, математики, информатики.  Помимо наблюдений, систематизации и описания явлений, необходимо уметь проводить эксперименты. В ходе эксперимента получаем возможность измерять наблюдаемые величины.  Результаты измерений надо уметь обрабатывать, используя математические методы. В результате обработки, можно получить величины, характеризующие, изучаемое явление.  Компьютерное моделирование позволит рассмотреть предполагаемый механизм процесса и сравнить его результаты с реальным опытом.

Выводы.

Для глубокого и детального понимания процессов обмена веществ в живых организмах нам необходимо знания из биологии, химии, физики, математики, информатики.

Помимо наблюдений, систематизации и описания явлений, необходимо уметь проводить эксперименты. В ходе эксперимента получаем возможность измерять наблюдаемые величины. Результаты измерений надо уметь обрабатывать, используя математические методы. В результате обработки, можно получить величины, характеризующие, изучаемое явление.

Компьютерное моделирование позволит рассмотреть предполагаемый механизм процесса и сравнить его результаты с реальным опытом.

Рекомендации. Тем учащимся, которые планируют в будущем работать в областях, так или иначе связанных с наукой (а это не только научно-исследовательская и инженерная деятельность, но и работа в области медицины, фармакологии, получения и производства новых материалов и т.д.), необходимы знания из физики, химии, биологии. Ну, и, разумеется, уверенное владение математикой и информатикой. Последнее пойдёт на пользу будущим экономистам, социологам, историкам.

Рекомендации.

Тем учащимся, которые планируют в будущем работать в областях, так или иначе связанных с наукой (а это не только научно-исследовательская и инженерная деятельность, но и работа в области медицины, фармакологии, получения и производства новых материалов и т.д.), необходимы знания из физики, химии, биологии. Ну, и, разумеется, уверенное владение математикой и информатикой. Последнее пойдёт на пользу будущим экономистам, социологам, историкам.

Литература.  Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда.  М.Просвещение,1996г. Фейнман P., Характер физических законов, М., «Наука», Изд.  Второе, исправленное, 1987 г. Ильченко В.Р. «Перекрёсток физики, химии, биологии». М.  Просвещение, 1896г . Бокштейн Б.С. Атомы блуждают по кристаллу. М. Наука,  1984г.

Литература.

  • Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. М.Просвещение,1996г.
  • Фейнман P., Характер физических законов, М., «Наука», Изд. Второе, исправленное, 1987 г.
  • Ильченко В.Р. «Перекрёсток физики, химии, биологии». М. Просвещение, 1896г .
  • Бокштейн Б.С. Атомы блуждают по кристаллу. М. Наука, 1984г.
  • "Броуновское движение" "Кругосвет" Энциклопедия 2001г.
  • Прохоров А.М. Физический энциклопедический словарь. 1995г.
  • Чуянов В.А. Энциклопедический словарь юного физика. 1999 г.
  • Сайт «Википедия».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!