ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа — интернат № 2»
Доклад
« Нравственно - патриотическое воспитание во внеурочной деятельности воспитателя »
Разработано:
Сокольниковой С.И.
2022г
Воспитание – многогранный процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поступки воспитанников.
Вопросы нравственно – патриотического воспитания, волновали общество всегда и во все времена.
Нравственность- это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности граждан.
Патриотизм- это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.
Главная цель нравственно -патриотического воспитания - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Задача нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого воспитанника, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Успех нравственно-патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. В семье зарождаются нравственно-патриотическое воспитание, жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям, к папе, маме, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, школе, городу.
Следует учитывать, что ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому нравственно-патриотические чувства у него проявляются через восхищение своими родителями, своим городом, своей страной.
Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Так как наши дети, проживающие в интернате большую часть года, проводят в стенах школы, то кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка и должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в связи с этим школа, а в частности воспитатель, решая задачи воспитания, должен помочь каждому воспитаннику определить основные нравственные ценности такие как добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
В нашей школе воспитание детей осуществляется ежесекундно на занятиях, внеклассных мероприятиях, праздниках, в работе кружков и секций, участие в творческих конкурсах, в играх и в быту.
Проводятся этические беседы, творческие мастерские, экскурсии в музеи, театры, фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, фотовыставки, воспитательные часы, конкурсы рисунков, спортивные конкурсы, беседы и диспуты, открытые занятия – все эти формы организации внеурочной деятельности позволяют воспитателям целенаправленно, взращивать в воспитанниках ростки добра.
Тематические планирование составляется, так чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению воспитанниками знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждом классе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность.
Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздника, например, знакомство с правами и обязанностями- в декабре (перед Днём Конституции), Богатыри земли Русской – в феврале ( перед Днём защитника Отечества), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Следует подчеркнуть, что для наших детей характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей вниманию и длительному сохранению интереса к одной теме.
Принципы нравственно -патриотического воспитания.
Воспитание на традициях.
Принцип сотрудничества.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Системно-организованный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Принцип сохранения исторической памяти.
Нравственно -патриотического воспитание имеет целый ряд направлений:
Военно-патриотическое.
Художественно-эстетическое.
Туристическо-краеведческое.
Спортивно-оздоровительное.
Военно-патриотическое
Посещение кружка «Георгиевская лента», участие в конкурсе рисунков и поделки к Дню Победы, участие в акциях « Окна Победы», «За нашу Родину Россию», уроки Мужества.
Художественно-эстетическое
Посещения кружка национальных танцев, конкурсы рисунков и поделок
Туристическо-краеведческое
Посещения кружка «Экскурсоводы» - изучение краеведения в школе – интернате, социализация воспитанников посредством музейной педагогики.
Экскурсия — это один из видов занятий по ознакомлению воспитанников с окружающим миром таким, каков он есть, в естественной обстановке.
Результатом экскурсий является:
овладевают навыками общения,
не стесняются обращаться с просьбами к взрослым
усвоение определенной модели поведения;
вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
способность воспринимать реальный мир, ориентироваться в нем.
Спортивно-оздоровительное
Спортивные праздники, День здоровья, фестиваль Ветер Надежд
Ведя работу по нравственно– патриотическому воспитанию мы решаем задачу воспитания учащегося как личности, умеющей ориентироваться в обществе, общаться с окружающими людьми, уважать себя, людей, любить свой народ, свою Родину, чувствовать и оберегать природу, видеть ее красоту, желание оберегать все, что окружает человека в жизни.
Наши воспитанники учатся свободно общаться за пределами школы, иметь, элементарны морально-этические нормы поведения и восприятия окружающей действительности.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.