Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР _______ Д.В. Дашиева от___________________ | «Утверждено» Директор школы _______ Е.Г. Сапожникова от_________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ФОТОСТУДИЯ»
Класс: 6-9
Учебный год: 2022-2023
Учитель информатики и ИКТ: Рюмшина Ирина Игоревна
с. Новая Брянь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Фотостудия» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
Письмо Министерства образования Российской федерации от 3 апреля 2003 года N 27/2722-6 «Об организации работы с учащимися, имеющими сложный дефект»;
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Активизация познавательного процесса позволяет обучающимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных приёмов работы в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации к выбору будущей сферы профессиональной деятельности, предусматривающей использование графики и анимации.
Программа рассчитана на 306 часов и предназначена для обучающихся 6-9 классов, количество обучающихся составляет 12 человек. Реализация данной образовательной программы осуществляется за 1 год обучения.
Направленность программы - техническая. Дополнительная образовательная программа «Фотостудия» посвящена актуальной проблеме — развитию познавательных интересов обучающихся, творческого мышления, повышению интереса к фотографии и методам ее обработки, имеет практическую направленность, так как получение ими знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в ходе ее реализации у обучающихся, кроме предметных, формируются учебно-познавательные, коммуникативные и информационные компетенции. Содержание образовательной программы в сочетании с индивидуальным подходом позволят создать атмосферу творческого самовыражения школьников, сформировать нацеленность учебной деятельности на создание образовательного продукта, раскрыть интеллектуально-творческий потенциал каждого учащегося.
Особенность программы «Фотостудия» в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться создавать художественные образы, оформлять их с помощью различного программного обеспечения, разрабатывать творческие проекты, что требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, креативности, исследовательских умений, при этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Данное объединение детей привлекает возможностью воплощать свои фантазии, работать по своему замыслу и в своём темпе, самостоятельно решая поставленную задачу, видеть продукт своей деятельности. Это позволяет педагогу построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность дает возможность развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме фотовыставок на различные темы, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.
Все это способствует развитию пространственного воображения, памяти, творческого потенциала, креативного мышления, ставит перед ребенком определенные творческие и технические задачи, для решения которых необходимо тренировать наблюдательность, формировать общие учебные умения: анализировать, обобщать, проектировать.
Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты.
Цель программы: формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии, профориентации учащихся.
Задачи:
Привлечь детей к занятию фотографией.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ.
Возраст обучающихся: для обучения рекомендуется принимать школьников в возрасте от 12 до 17 лет. Оптимальное количество детей в группе - 12 человек.
Принципы реализации:
Принцип личностного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребенка;
обучение выступает как средство развития личности каждого ученика;
ориентация на свободу выбора ребенком сфер приложения сил при создании проекта;
самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков.
Принцип реальности. В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.
Принцип гуманности, предполагающий:
создание в объединении атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребенка, педагога;
развитие таких ценностей и приоритетов, как разумное отношение к природным богатствам;
формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, честности, порядочности.
4. Принцип демократичности реализуется в системе обучения и воспитания через:
разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в объединении;
создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод педагога и учащихся;
развитие коллективных навыков работы в группе.
5. Принцип научности, предполагающий:
развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;
постоянное обновление содержания учебных пособий.
6. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.
7. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
8. Адекватность требований и нагрузок.
9. Постепенность.
10. Индивидуализация темпа работы.
11. Повторность материала.
Методы обучения по внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
теоретические: беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; словесные;
наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, фото; использование технических средств; просмотр видеоматериалов;
практические: практические задания; анализ и решение конфликтных ситуаций;
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный.
Форма занятий: упражнения и выполнение групповых и индивидуальных практических работ, проектная работа. С целью освоения знаний целесообразно проводить походы, экскурсии на природу, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.
Ожидаемые результаты.
В рамках данной программы учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
правила безопасности при работе с фото и видео аппаратурой;
правила ухода за фото и видео аппаратурой;
правила взаимодействия в коллективе;
как сделать отличную фотографию;
какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
что такое портретная съемка, макросъемка, фотосъемка композиций по жанрам;
особенности фотосъемки природы;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
назначение и функции различных графических и текстовых редакторов;
методы редактирования и обработки изображение при помощи различного программного обеспечения.
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, постоянное участие всех учеников в учебном процессе, оформление фотовыставки.
Формы подведения итогов.
Учащиеся участвуют в различных фотоконкурсах, в ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» проводятся фотовыставки на различные темы. Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовления итоговых работ за год, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе |
Теории | Практики |
1 | Вводное занятие | 8 | 8 | |
2 | Основы работы с фото и видео камерой | 60 | 20 | 40 |
3 | Фото и видеосъемка | 194 | 40 | 154 |
4 | Выставки, конкурсы, участие в мероприятиях школы, оформление фотозоны. | 44 | 4 | 40 |
Итого | 306 | 72 | 234 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Теория. Знакомство с коллективом. Введение в программу. Тематический план занятий. Знакомство с материалами. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинете, на экскурсии. Практика. Ознакомление с помещением. Тест «Правила техники безопасности». Определение уровня развития умений, на основе пробной работы на свободную тему.
Основы работы с фото и видео камерой. Исторический ракурс. Устройство фото и видеокамеры. Правила фото и видеосъемки, уход за фото и видеоаппаратурой.
Фото и видеосъемка. Фоторепортажи. Беседы и интервью. Оформление полученного материала в виде презентаций, альбомов, фильмов, рисунков.
Выставки, конкурсы. Участие детей в различных конкурсах, выставках. Фотосъемках различных мероприятий школы. Оформление тематической фотозоны.
№ п/п | Название | Форма занятий | Методы и приемы | Дидактический материал | Формы подведения итога |
Блок 1 | Введение |
1. | Знакомство с учащимися. Вводный инструктаж | Занятие - инструктаж | беседа | памятки | опрос |
Блок 2 | Основы работы с фото и видеокамерами |
1 | История фотографии | Лекционное занятие | Беседа Метод познавательной игры | Памятки, ресурсы интернета | опрос |
2 | Знакомство с устройством фотоаппарата | Занятие-игра | Метод организации познавательной деятельности | Ресурсы Интернета, наглядное пособие | Разыгрывание ситуации по теме |
3 | Уход за фотоаппаратом | Лекционное занятие | Беседа, Объяснительно-иллюстративные методы | Ресурсы Интернета, наглядное пособие | Разыгрывание ситуации по теме |
| | | |
4 | Правила фотосъемки | Занятие-игра | Практические занятия Метод познавательной игры | Памятки | Разыгрывание ситуации по теме |
5 | Знакомство с устройством видеокамеры | Лекционное занятие | Метод организации познавательной деятельности | Ресурсы Интернета, наглядное пособие | Разыгрывание ситуации по теме |
6 | Уход за видеокамерой | Лекционное занятие | Беседа, Объяснительно-иллюстративные методы | Ресурсы Интернета, наглядное пособие | Разыгрывание ситуации по теме |
7 | Правила видеосъемки | Занятие-игра | Практические занятия Метод познавательной игры | Памятки | Разыгрывание ситуации по теме |
8 | История создания цифровой технике, видеокамер, фотоаппаратов | Лекционное занятие | Беседа Метод познавательной игры | Памятки, ресурсы интернета | опрос |
9 | Уход и работа с цифровыми носителями | Лекционное занятие | Беседа практические занятия | Памятки, ресурсы интернета | Экспресс-опрос |
Блок 3. | Фото и видеосъемка |
1 | Приемы работы с фотоаппаратом | Лекционное занятие | Метод познавательной игры Создание ситуаций по теме | Памятки, ресурсы интернета | Деловая игра « Правила фотосъемки» |
2 | Первые шаги фотосъемки | Занятие-тренинг | Беседа Практические занятия Метод создания успеха | Памятки. Демонстрационный материал Ресурсы интернет | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
3 | Обработка полученного материала | Деловая игра | Методы самостоятельной работы | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
4 | Фотосъемка природа, пейзаж | Экскурсия Занятие-тренинг | Метод самостоятельной работы | демонстрационный материал | Разыгрывание ситуации по теме |
5 | Фотосъемка портрет | Экскурсия Занятие-тренинг | Метод самостоятельной работы | демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
6 | Основы фотографирования детей | Занятие-конкурс | Метод самостоятельной работы | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
7 | Основы фотопортрета. С чего начинается хороший портрет | Деловая игра | Практические занятия Беседа | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
8 | Ночная, дневная фотосъемка. Правила фотосъемки | Занятие-тренинг | Беседа Метод познавательной игры | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
9 | Макросъемка. | Деловая игра | Метод познавательной игры Практические упражнения | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
10 | Приемы работы с видеокамерой | Занятие-тренинг | Беседа Метод познавательной игры | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
11 | Первые шаги видеосъемки | Занятие-тренинг | Практические занятия Метод познавательной игры | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
12 | Просмотр и обсуждение полученного материала | Занятие-тренинг | Беседа | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
13 | Перенос и сохранение видеосъемки на другие носители | Занятие-тренинг | Беседа Метод познавательной игры | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
14 | Фоторепортаж. Знакомство с видами фоторепортажа. | Деловая игра | Практические занятия Беседа | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
15 | Интервью. Подготовка к интервью | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
16 | Проба интервью. Работа над ошибками | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
17 | Запись интервью с педагогами Центра творчества. | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
18 | Запись интервью с воспитанниками центра творчества | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
19 | Фотосъемка ветеранов педагогического труда | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
20 | Обработка полученного материла | Занятие-тренинг | Беседа | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
21 | Фото и видеосъемка будущих выпускников | Творческое занятие | Метод создания успеха Практические занятия | Демонстрационный материал | Круглый стол с обсуждением выполненных заданий |
22 | Обработка полученного материала | Занятие-тренинг | Беседа | Демонстрационный материал | Экспресс-опрос |
Блок 4 | Выставки, конкурсы, участие в мероприятиях школы, оформление фотозоны |
23 | Выставки | | Подготовка и участие | | |
24 | Конкурсы | | Подготовка и участие | | |
25 | Мероприятия школы | | Подготовка и участие | | |
26 | Фотозона | | Подготовка и участие | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В 2022-2023 учебном году в ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» для реализации дополнительной программы «Фотостудия» создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, для занятий в группах и индивидуально. Как необходимое условие реализации программы в кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности. Методическое обеспечение программы включает в себя использование методической литературы и электронных ресурсов.
№ | Техническое обеспечение |
1 | Видеокамера |
2 | Фотокамера |
3 | Карты памяти для фото-видео камер |
4 | Штатив |
5 | Репортерский микрофон |
6 | Комплект студийного света |
7 | Фотофон (белый,зеленый) |
8 | Специализированное ПО для обработки фото/видео |
9 | Система установки фона |
10 | Зеркальная фотокамера + объектив |
11 | Фотовспышка |
12 | Интерактивный мобильный стол-кульман |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кораблев Д.В. Фотосъемка детей. Книга для родителей и фотографов. – Корона-Принт, 2018 г.
Лапин А. «Новая история фотографии» под ред. М. Фризо.. М., 2008.
Лапин А. «Фотография как…». М., 2004.
Счастливя Е. Фотография для детей и подростков. – СПб.: Издательство «Фордевинг», 2014г.
Интернет- ресурсы:
Колекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
Учебные схемы, настольные игры, видеофильмы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.
Новая история фотографии. М. Фризо.. М., 2008
Интернет-ресурсы:
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Счастливя Е. Фотография для мам и пап. – СПб.: Издательство «Фордевинг», 2015г.
12