СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические лабиринты», 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Математические лабиринты», 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математические лабиринты», 2 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»




Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

Протокол № ____ от ___________

Руководитель МС

_____________________ Д. Ю. Тафинцев

Утверждена

Приказ № ________ от _____________

Директор МБОУ «Цнинская СОШ №1»

____________________ Т.А. Пыкина











.



Рабочая программа дополнительного образовательного платного курса

«Математические лабиринты»

для 2 класса




Составитель –Юдина Светлана Валерьевна

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предлагаемый курс предназначен для учащихся 2 классов и рассчитан на 32 часа

(с октября по май).

Курс «Математические лабиринты» обеспечивает учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию представляя систему интеллектуально-развивающих занятий.

Занятия данного курса предлагают задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.



Цель данного курса: углубление и расширение знаний учащихся по математике и привитие интереса к этой науке.

Основные задачи курса:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики;

- учить правильно применять математическую терминологию;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.



  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Рабочая программа курса «Математические лабиринты» составлена на основе следующих нормативных документов:


- Положения о рабочей программе дополнительных образовательных платных курсов,

- Положения о порядке предоставления дополнительных образовательных платных услуг в МБОУ "Цнинская СОШ №1",

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Приказ по школе


Обоснование выбора программы

определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.



Общая характеристика курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных заданий вызывает у детей, трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения, задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребёнок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Ребёнка можно в начале заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем от задания.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-тo закрепляется.


Результаты обучения


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).





Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Информация о количестве учебных часов


Данная программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю - с октября по май).

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.


Формы организации образовательного процесса


Коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа.

Технологии обучения

Применяется ряд личностно-ориентированных технологий:

технология интерактивного обучения,

проблемно-поисковая технология,

проектная технология,

технология развития критического мышления,

технология деятельностного подхода.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Формирование ключевых компетенций происходит через личностно-ориентированные технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технологии деятельностного подхода.


Виды и формы контроля

Используются следующие виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная, формы: текущая. Текущая аттестация проводится в форме письменных самостоятельных, фронтальных, групповых работ.
































Учебно-тематический план


Наименование тем курса

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

04.10

2

Как люди научились считать

1

11.10

3

Интересные приемы устного счёта

1

18.10

4

Решение занимательных задач в стихах

1

25.10

5

Учимся отгадывать ребусы

1

08.11

6

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи

1

15.11

7

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины

1

22.11

8

Римские цифры. Как читать римские цифры

1

29.11

9

Сложение. Упражнения, игры, задачи

1

06.12

10

Вычитание. Упражнения, игры, задачи

1

13.12

11

Умножение. Упражнения, игры, задачи

1

20.12

12

Новогодние забавы. Решение ребусов и логических задач

1

27.12

13

Деление. Упражнения, игры, задачи.

1

16.01

14

Симметрия фигур

1

17.01

15

Задачи с неполными, лишними, нереальными данными

1

24.01

16

Обратные задачи

1

31.01

17

Задачи с изменением вопроса

1

07.02

18

Решение нестандартных задач

1

14.02

19

Занимательная геометрия

1

21.02

20

Соединение и пересечение фигур

1

28.02

21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи

1

06.03

22

Наглядная алгебра

1

13.03

23

Открытие нуля. Загадки-смекалки

1

19.03

24

Решение задач повышенной сложности

1

20.03

25

Знакомьтесь: Архимед!

1

03.04

26

Задачи с многовариантными решениями

1

10.04

27

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

17.04

28

Знакомьтесь: Пифагор!

1

24.04

29

Учимся комбинировать элементы знаковых систем

1

08.05

30

Денежные знаки. Загадки-смекалки

1

15.05

31

Решение задач повышенной трудности

1

21.05

32

Круглый стол «Подведем итоги»

1

22.05











СОДЕРЖАНИЕ

32 часа


  1. Математика – царица наук. - 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.


2. Как люди научились считать. - 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.


3. Интересные приемы устного счёта. - 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.


4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Арифметические действия».


5. Учимся отгадывать ребусы. - 1 час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.


6. Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. – 1 час

Знакомство со старинными системами записи чисел. Старинные русские задачи.


7. Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. – 1 час

Математическая литература. Знакомство со старинными мерами длины: аршином, пядью, саженью, верстой, вершком.


8. Римские цифры. Как читать римские цифры. – 1 час

Римская система счисления. Чтение римских цифр.


9,10,11,13. Сложение. Вычитание. Умножение. Деление. Упражнения, игры, задачи. – 4 часа

Решение занимательных заданий, связанных с арифметическими действиями.


12. Новогодние забавы. Решение ребусов и логических задач- 1 час

Решение математических ребусов и логических задач, связанных с новогодними праздниками.


14. Симметрия фигур. – 1 час

Симметричные и несимметричные фигуры. Ось симметрии.


15. Задачи с неполными, лишними, нереальными данными. -1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.


16. Обратные задачи. - 1 час

Решение обратных задач с использованием круговой схемы.


17. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.


18. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.


19. Занимательная геометрия. – 1 час

Знакомство с геометрией как наукой. Графический диктант.


20. Соединение и пересечение фигур. – 1 час

Многоугольники. Соединение и пересечение фигур.


21. Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. – 1 час

Часы как прибор измерения времени. Старинные часы. Единицы времени. Решение задач с единицами времени.


22. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.


23.Открытие нуля. Загадки-смекалки. -1 час

История открытия нуля. Решение логических задач.


24. Решение задач повышенной сложности. – 1 час

Решение задач повышенной сложности.


25. Знакомьтесь: Архимед! - 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку


26. Задачи с многовариантными решениями. – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.


27. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру» прошлых лет.


28. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку


29. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. - 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.


30. Денежные знаки. Загадки-смекалки. – 1 час

Знакомство с денежными знаками Древней Руси – золотником, серебряником. Задачи на смекалку.


31. Решение задач повышенной трудности. – 1 час

Решение задач повышенной трудности.


32. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.






















Требования к уровню подготовки

После прохождения программы курса «Математические лабиринты» учащиеся должны приобрести положительную мотивацию на учебную деятельность, у них должен сформироваться познавательный интерес к математике


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска.


Информационные источники

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

4. Волина В. Праздник числа, М.: «Просвещение», 2008г.

  1. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2011.

  2. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва, 2008.

  1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2008.

  2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. Дом Литера, 2002.

  3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 2007.

  5. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2008.

  6. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2009.

  7. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2009.

  8. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. / Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 2008.

  9. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2017.

  10. Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М.: - Образование, 2008.

  11. Орг А. О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по математике. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  12. Тонких А.П., Кравцова Т.П., и др. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль: «Академия развития», 1997.


Интернет-ресурсы:

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!